Температура воды для ребенка с гипотрофией

Ведущим расстройством в генезе гипотрофии является голодание, которое влечет за собой нарушение трофических процессов в организме. Поэтому в лечебном комплексе выделяются группы мероприятий, которые способствуют восстановлению нервно-трофических функций. Это в первую очередь создание оптимальных условий для нормализации функциональной деятельности нервной системы, органов пищеварения при соблюдении строгой профилактики перекрестной инфекции. После создания. оптимальной среды основой лечения должна быть признана диета. Лечение больных с I степенью гипотрофии не требует больших усилий, и его эффективность достигается сравнительно легко. Удовлетворительная толерантность к пище позволяет назначать ребенку питание, количественно и качественно соответствующее его возрастным потребностям.

При II и III степени гипотрофии нужно учитывать снижение толерантности к пище в связи с недостаточной функцией пищеварительных желез. Восстановлению хорошей переносимости пищи способствует использование в лечебном комплексе витаминов, ферментов и гормонов, облегчающих процессы переваривания и усвоения. Но этих лечебных воздействий не всегда бывает достаточно, нужна еще медикаментозная терапия, корригирующая отдельные патогенетические нарушения. Комплекс лечебных мероприятий дополняет стимулирующая терапия.

При лечении больного гипотрофией учитываются нарушения со стороны органов и систем, влияющих на динамику массы тела. Ребенок с гипотрофией по сравнению со здоровыми детьми того же возраста имеет диспропорцию в отношении массы к поверхности тела, т. е. меньшей массе соответствует относительно большая поверхность тела, что требует излишней выработки энергии на единицу поверхности тела для поддержания постоянной его температуры. В этом отношении интересна трактовка дистрофии венгерским педиатром Кулином, который считает, что гипотрофия (дистрофия) III степени не является проблемой сложного нарушения обмена веществ и рассматривает несоответствие анаболизма и катаболизма как результат нарушения соотношения между поверхностью тела и массой. По Кулину, большая затрата энергии на поддержание теплового баланса исключает возможность пластических процессов. Не соглашаясь с автором в понимании сущности гипотрофии как заболевания, можно учесть его высказывания о необходимости создания температурного режима для больных гипотрофией с целью сохранения у них теплового баланса.

Доказано быстрое нарастание прибавки массы тела и повышение уровня белков плазмы при помещении детей с гипотрофией в боксы с особым микроклиматом: температурой воздуха 29-30°, относительной влажностью воздуха 60-70%, частым обновлением его — до 150 раз в сутки. Организация температурного режима в помещении, несомненно, положительно влияет на физическое развитие ребенка, поскольку высвобождается энергия, идущая на покрытие расхода тепла.

Оптимальные условия способствуют усилению энергии накопления.

Требуется соблюдать большую осторожность, проводя прогулки в зимнее время, строго контролировать поведение ребенка в первые минуты пребывания на воздухе. Поэтому на прогулку детей с гипотрофией лучше выносить на руках. При побледнении лица и беспокойстве ребенка следует вернуться в помещение. Желательно, чтобы днем ребенок спал на веранде (с открытыми окнами).

Перед прогулкой и сном на веранде ребенку обязательно следует согреть ноги и руки, а если после прогулки они оказываются холодными, то на следующую прогулку ребенка нужно выносить с теплой грелкой. По нашим данным, полученным при исследовании дыхания у 27 детей во время сна на веранде (при температуре +12° и влажности 60%), у них значительно улучшилась функция дыхания и снизилась дыхательная недостаточность, хотя характер вдоха и выдоха у некоторых оставался нарушенным (зазубрины, ступени, удлинение паузы после выдоха). Приток прохладного свежего воздуха, по-видимому, положительно воздействует через нервно-рецепторные аппараты на центральную нервную систему. Улучшение же внешнего дыхания в свою очередь приводит к снижению гипоксемии и к лучшему функционированию регуляторных механизмов.

Все требования, которые предъявляются к одежде маленьких детей, сохраняются и для больных гипотрофией. Однако, учитывая нарушения гемодинамики, понижение температуры на конечностях у этих детей, необходимо утеплять и согревать их не только на прогулке, но и в помещении.

Немалое значение имеют устранение излишних раздражителей, создание обстановки покоя и максимального щажения. Это требование касается не только звуковых и зрительных «перегрузок». Важно снять и чрезмерное раздражение излишней и несоответствующей возрасту пищей, резкими колебаниями температур. Снять раздражитель — значит освободить от работы заинтересованные отделы центральной нервной системы, улучшить регуляцию. Восстановлению возбудимости способствует ласковое отношение к детям, частое общение с ними. При уходе за больным ребенком движения рук персонала должны быть мягкими, спокойными, поглаживающими.

Не менее благотворно на условно-рефлекторную деятельность ребенка влияют физические упражнения, которые обычно начинаются с массажа.

Необходимо улучшать аппетит у больного ребенка, который зависит в определенной мере от нормальной функции нервно-мышечного аппарата, а гимнастика и массаж являются средствами, нормализующими эти функции. Кроме того, при гипотрофии снижен тургор, отмечается ригидность мышц конечностей; поэтому общий массаж иногда дает эффект даже в тех случаях, когда другие лечебные мероприятия безуспешны. После массажа улучшается тургор, восстанавливается нормальный тонус мышц.

Методика упражнений и массажа зависит от степени гипотрофии, клинических проявлений ее, возраста и психомоторного развития больного. Врач, определяющий весь комплекс лечебных воздействий, решает, какие нарушения могут быть устранены посредством массажа и лечебной физкультуры. Нарушением тургор а и гипотонией обусловлена задержка развития статических функций при гипотрофии, и поэтому массаж проводится только при горизонтальном положении ребенка. В случаях ригидности отдельных групп мышц применяется только поглаживающий массаж и только при положительной реакции ребенка. Пассивные упражнения могут быть добавлены, если у ребенка отсутствует гипертонус.

При гипотрофии III степени лечебная физкультура ограничивается поглаживающим массажем, так как попытка производить пассивные движения может усилить существующий гипертонус. Активные движения затруднены из-за выраженного тормозного состояния коры. Массаж следует проводить в помещении с более высокой температурой воздуха (26-28°) и влажностью 50-70% обнажается только та область тела, на которой производится массаж. Персонал не должен во время процедуры громко разговаривать, в палате должно быть тихо. Улучшение состояния ребенка позволяет включать упражнения с рефлекторным разгибанием спины в положении на левом и правом боку. Общая длительность занятия вначале — не более 5-8 мин, нагрузка рассеянная; следует строго учитывать переносимость нагрузки. При II степени гипотрофии ЛФК повышает тонус организма, активизирует и нормализует обменные процессы, стимулирует и тренирует отсутствующие двигательные навыки, улучшает деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, повышает неспецифическую сопротивляемость. Помимо приемов поглаживающего массажа в этой фазе могут быть использованы некоторые элементы растирания. При сохранившихся условно-рефлекторных реакциях используются активные движения в соответствии с уровнем развития ребенка, а при исчезновении гипертонии мышц — пассивные гимнастические упражнения. Длительность занятия ЛФК может быть доведена до 10- 12 мин, но упражнения для крупных мышечных групп не следует повторять дважды (повороты, присаживания).

Лечебная физическая культура в комплексной терапии гипотрофии I степени содействует общей стимуляции организма и нормализации основных нервных процессов. В занятие могут быть включены все виды массажа (поглаживание, растирание, разминание и вибрация), но роль его ограничивается подготовкой к активным движениям и заполнению паузы (отдыха) между упражнениями. Пассивные упражнения с приемами массажа показаны при задержке развития определенных навыков. В дальнейшем прибегают к приемам, побуждающим ребенка к активному выполнению движений. Длительность занятия индивидуальная, до 15 мин.

Во время бодрствования рекомендуется чаще брать ребенка на руки, разговаривать с ним, стараться вызвать у него ответную улыбку. В фазе репарации при I степени гипотрофии, если отсутствуют осложняющие гипотрофию заболевания, можно применять некоторые закаливающие мероприятия: воздушные ванны (начиная с 1 мин и постепенно удлиняя до 10 мин), которые удобно проводить при переодевании ребенка, а также поочередно гигиенические (температура воды 36-37°) и лечебные хвойные ванны. Ванна может быть закончена обливанием более прохладной водой (на 1-2° ниже температуры воды в ванне). Эти мероприятия недопустимы при II и особенно III степени гипотрофии.

Для того чтобы избежать перераздражающего действия пищи на желудочно-кишечный тракт, прибегают к принципу «омолаживания» режима кормления и самой пищи, т. е. назначают более частые кормления, используют женское молоко или смеси, предназначенные для детей более раннего возраста.

Стремясь к быстрейшему восстановлению долженствующей массы при увеличении суточного калоража или объема пищи, также нужно строго руководствоваться степенью переносимости пищи.

В некоторых случаях само расстройство питания возникает из-за нарушения соотношения между отдельными ингредиентами пищи.

При изменении состава пищи меняются обмен веществ, функция и трофика тканей. Для восстановления их необходимо корригировать содержание белков, жиров и углеводов в рационе.

Особенно важно позаботиться о восполнении потребности организма в белке — полноценном «строительном» материале для процессов роста, ферментной и гормональной деятельности, формирования как естественного, так и приобретенного иммунитета.

М. С. Маслов рекомендует доводить количество белка до 5-6 г на 1 кг массы. В зарубежной литературе имеются сообщения о благоприятном влиянии на течение гипотрофии нагрузок, доходящих до 15 г на 1 кг массы в день. О хорошей переносимости белка при гипотрофии сообщают Н. Ф. Толкачевская, Т. А. Балезина, С. Г. Звягинцева и сотрудники. Вместе с тем многолетние наблюдения ряда авторов свидетельствовали о достаточности возрастных норм белка с расчетом его на долженствующую массу тела. Содержание белка при таких расчетах составляет 4,5-5 г/кг.

Как установила Н. Ф. Толкачевская, уже в возрасте 4-6 месяцев у ребенка совершенствуются регуляторные механизмы азотистого обмена и появляется возможность поддерживать необходимый уровень белка с помощью регуляции экскреции азота. При избыточном белковом питании наступают раннее биохимическое созревание ребенка, перенапряжение ренальной экскреции, возникает предрасположение к аллергическим заболеваниям. Эти сведения особенно важны для расчета белковой нагрузки в рационе детей, страдающих гипотрофией, так как у них, возможно, в силу преобладания процессов катаболизма имеется гипераминоацидурия и более высокие цифры аминного азота в крови. Избыточные нагрузки белком будут усугублять последствия ренальной нагрузки, и поэтому при составлении рациона следует использовать смеси, дающие 3-3,5 г/кг белка.

Для больных гипотрофией белки необходимо рассчитывать на долженствующую массу и только для детей со значительным дефицитом массы (гипотрофия II-III степени) расчет ведется на приблизительно долженствующую: масса фактическая плюс 20% от фактической.

Примерный расчет. Ребенок, родившийся с массой 2700 г, в 3 месяца имеет массу 3800 г. Долженствующая масса слагается из долженствующей при рождении и помесячных прибавок: 3000 + 600 + 800 + 800 = 5200 г. Дефицит массы составляет: 5200 — 3800 = 1400 г, т. е. около 30%. Приблизительная долженствующая масса равна: 3800 + 20% от него (760 г), т. е. 3800 + 760 = 4560 г. На эти 4,5 кг и рассчитывается белок пищи.

Общие расчетные данные, однако, никак не могут считаться исчерпывающими. Необходимо учитывать расход белка при лихорадочных реакциях, на обеспечение иммунитета, напряженность нервно-психических процессов. На усвоение азота оказывает влияние и время года. Наиболее низкая ретенция азота наблюдается весной. Правильность выбора нормы белка должна контролироваться динамикой кривой массы и улучшением общего состояния ребенка.

На кривую массы оказывают влияние не только процессы усвоения, но и процессы отложения, которые лучше обеспечиваются углеводами и жирами. Количество необходимых углеводов должно в 4 раза превышать количество получаемого белка. Тогда сохраняется правильное соотношение между пищевыми ингредиентами и обеспечиваются достаточная усвояемость белка, задержка азота в организме. Количество углеводов, так же как и белка, рассчитывается на долженствующую массу. Обычно дети хорошо переносят нагрузку легко усвояемыми углеводами, однако при тяжелых дистрофиях может оказаться нарушенным усвоение даже их. Толерантность к углеводам контролируется гликемическими кривыми. Энтеральная нагрузка сахаром (2 г/кг) позволяет выделить детей с высокой и низкой способностью усваивать углеводы. Решающее значение при оценке толерантности по гликемической кривой имеет гипогликемический показатель. Чем он выше, тем ниже толерантность. Плоская (ареактивная) гликемическая кривая указывает еще и на нарушение процессов всасывания углеводов. В этих случаях часть потребности в углеводах может быть восполнена внутривенно введением глюкозы с последующей инъекцией инсулина. По данным авторов, как энтерально, так и внутривенно введенная глюкоза способствует покрытию энергетических затрат, обеспечивая повышенный у детей с гипотрофией гликолиз, а также уменьшает креатинурию, т. е. сдерживает распад эндогенного белка. В отдельных случаях нагрузку сахаром увеличивают и при грудном вскармливании, и особенно при вскармливании донорским грудным молоком с добавлением глюкозы.

Читайте также:  Температура воды для купания ребенка с кругом на шее

Наиболее сложным является вопрос об удовлетворении потребности ребенка в жирах. Наряду с энергетическим значением их установлено участие жира в иммунных и пластических процессах, влияние на использование белков, минеральных солей и витаминов. Вместе с тем переносимость пищевого жира у детей с гипотрофией нарушается более всего. Назначая его, приходится рассчитывать потребность в жирах не на долженствующую, а на фактическую массу. В. Г. Кисляковская считает возможным рассчитывать на среднюю между существующей (фактической) и долженствующей массой, а недостающее количество жира при вскармливании смесями восполнять жиром печени трески (рыбьим жиром).

Сложность обеспечения жиром детей, страдающих гипотрофией, состоит в том, что потребность в жире должна быть удовлетворена с учетом содержания в пище полиненасыщенных жирных кислот (линолевой, линоленовой и арахидоновой). При грудном вскармливании дети получают их в достаточном количестве с молоком матери. В коровьем же молоке количество линолевой кислоты не превышает 2% общего жира, а линоленовая обнаруживается в виде следов. Появились сообщения о возможности добавок к молочным смесям растительного жира. Например, в состав гуманизированных сухих смесей «Малютка» и «Малыш» введены растительные жиры, содержащие линолевую и линоленовую кислоты. Из линоленовой кислоты при участии пиридоксина в организме ребенка образуется арахидоновая кислота с высокой биологической активностью, от содержания которой зависят общее развитие, упитанность, состояние белкового и липидного обмена, иммунная реактивность ребенка.

Рыбий жир характеризуется высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот. Однако, как вполне правильно отметил А. Ф. Тур, рыбий жир плохо переносится, вызывает дисфункцию желудочно-кишечного тракта и при длительном приеме почти всегда приводит к снижению аппетита. Кроме того, медицинский рыбий жир нестандартен и должен сохранить свое значение как медикаментозный препарат, но если он используется как источник жирорастворимых витаминов, то пищевая ценность его должна быть учтена при расчете жиров. Детям с гипотрофией рыбий жир следует назначать только в период реконвалесценции, начиная с нескольких капель и доводя до 1-3 чайных ложек в сутки в зависимости от возраста. При выборе вида пищи для лечебного питания больных с гипотрофией следует учитывать соотношение между жирами, белками и углеводами, которое при естественном вскармливании составляет 1 : 3 : 6, а при смешанном и при искусственном — 1:1, 5 : 3,5.

Для детей с гипотрофией, которые чаще находятся на смешанном или искусственном вскармливании, выбор смесей ограничивается использованием двутретного и цельного коровьего молока. И то и другое применяется преимущественно в виде кефира. Смесь 3В (В-рис, сладкая, восстановленная из сухой, и кефир В) дается детям до 3 мес. Длительное использование В-риса или кефира В всегда требует коррекции при подсчете ингредиентов. Особенно ощутим при этом дефицит жира, количество которого в смеси В в 2 раза меньше, что требует коррекции сливками (на 100 г смеси — 10 г 10% сливок или 5 г 20%), иначе наступает жировое голодание. Разумеется, такая коррекция возможна в постадаптивный период, т. е. при наступившей устойчивой репарации.

По данным Института питания АМН, все разведения молока могут быть с успехом заменены гуманизированными смесями «Малютка» и «Малыш». Их состав как количественно, так и качественно почти полностью приближается к женскому молоку.

Даже при вскармливании новорожденных детей смесью «Малютка» были получены хорошие результаты (удовлетворительные прибавки массы тела, быстрое восстановление ее после физиологических потерь), что позволяет рассчитывать на хороший эффект при использовании гумманизированных смесей для кормления детей с гипотрофией. В фазе адаптации, по-видимому, рационально использовать смесь «Малютка», а затем переводить ребенка на кормление смесью «Малыш» При апробировании этих смесей дети охотно их ели, не срыгивали, кишечных расстройств у них не наблюдалось, количество пищи не превышало возрастных норм, а развитие детей протекало нормально. В эти смеси впервые были включены растительные жиры (рафинированное, дезодорированное растительное масло), витаминные препараты и минеральные соли.

Страница 1 — 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец

источник

Лечение гипотрофии у детей I степени обычно проводят в амбулаторных условиях, а детей с гипотрофией II и III степени — в стационаре. Лечение гипотрофии у таких детей необходимо проводить комплексно, то есть включать сбалансированную нутритивную поддержку и диетотерапию, фармакотерапию, адекватный уход и реабилитацию больного ребёнка.

В 2003 г. экспертами ВОЗ разработаны и опубликованы рекомендации по ведению детей с гипотрофией, где регламентированы все мероприятия по выхаживанию детей с недостаточностью питания. Ими выделено 10 основных шагов:

  • предупреждение/лечение гипогликемии;
  • предупреждение/лечение гипотермии;
  • предупреждение/лечение дегидратации;
  • коррекция электролитного дисбаланса;
  • предупреждение/лечение инфекции;
  • коррекция дефицита микронутриентов;
  • осторожное начало кормления;
  • обеспечение прибавки массы тела и роста;
  • обеспечение сенсорной стимуляции и эмоциональной поддержки;
  • дальнейшая реабилитация.

Мероприятия проводят поэтапно с учётом тяжести состояния больного ребёнка, начиная с коррекции и профилактики состояний, угрожающих жизни.

Первый шаг направлен на лечение и профилактику гипогликемии и связанных с ней возможных нарушений сознания у детей с гипотрофией. Если сознание не нарушено, но уровень глюкозы сыворотки крови ниже 3 ммоль/л, то ребёнку показано болюсное введение 50 мл 10% раствора глюкозы или сахарозы (1 ч.л. сахара на 3,5 ст.л. воды) через рот или назогастральный зонд. Затем таких детей кормят часто — каждые 30 мин в течение 2 ч в объёме 25% объёма обычного разового кормления с последующим переводом на кормление каждые 2 ч без ночного перерыва. Если ребёнок находится без сознания, в летаргии, или у него гипогликемические судороги, то ему необходимо внутривенно ввести 10% раствор глюкозы из расчёта 5 мл/кг. Затем проводят коррекцию гликемии введением растворов глюкозы (50 мл 10% раствора) или сахарозы через назогастральный зонд и переводом на частые кормления каждые 30 мин в течение 2 ч, а далее каждые 2 ч без ночного перерыва. Всем детям с нарушениями сывороточного уровня глюкозы показано проведение антибактериальной терапии препаратами широкого спектра действия.

Второй шаг заключается в профилактике и лечении гипотермии у детей с БЭН. Если ректальная температура ребёнка ниже 35,5 °С, то его необходимо срочно согреть: одеть в тёплую одежду и шапку, укутать тёплым одеялом, уложить в кроватку с подогревом или под источник лучистого тепла. Такого ребёнка необходимо срочно накормить, назначить антибиотик широкого спектра действия и проводить регулярный мониторинг уровня сывороточной гликемии.

Третий шаг — лечение и профилактика дегидратации. Дети с гипотрофией имеют выраженные нарушения водно-электролитного обмена, ОЦК у них может быть низким даже на фоне отёков. Вследствие опасности быстрой декомпенсации состояния и развития острой сердечной недостаточности у детей с гипотрофией для регидратации не следует использовать внутривенный путь, за исключением случаев гиповолемического шока и состояний, требующих интенсивной терапии. Стандартные солевые растворы, использующиеся для регидратационнои терапии при кишечных инфекциях и, в первую очередь, при холере, для детей с гипотрофией не применяют из-за слишком высокого содержания в них ионов натрия (90 ммоль/л Na + ) и недостаточного количества ионов калия. При недостаточности питания следует использовать специальный раствор для регидратации детей с гипотрофией — ReSoMal (Rehydratation Solution for Malnutrition), 1 литр которого содержит 45 ммоль ионов натрия, 40 ммоль ионов калия и 3 ммоль ионов магния,

Если у ребёнка с гипотрофией клинически выражены признаки дегидратации или водянистая диарея, то ему показано проведение регидратационнои терапии через рот или назогастральный зонд раствором ReSoMal из расчёта 5 мл/кг каждые 30 мин в течение 2 ч. В последующие 4-10 ч раствор вводят по 5-10 мл/кг в ч, заменяя введение регидратационного раствора на кормление смесью или материнским молоком в 4, 6, 8 и 10 ч. Таких детей также необходимо кормить каждые 2 ч без ночного перерыва. Им следует проводить постоянный мониторинг состояния. Каждые 30 мин в течение 2 ч, а далее каждый час в течение 12 ч следует оценивать частоту пульса и дыхания, частоту и объём мочеиспусканий, стула и рвоты.

Четвёртый шаг направлен на коррекцию электролитного дисбаланса у детей с гипотрофией. Как было сказано выше, для детей с тяжёлой гипотрофией характерен избыток натрия в организме, даже если сывороточный уровень натрия снижен. Дефицит ионов калия и магния требует коррекции в течение первых 2 нед. Отёки при гипотрофии также связаны с электролитным дисбалансом. Лечение гипотрофии не должно применять диуретики, так как это может только усугубить имеющиеся нарушения и вызвать гиповолемический шок. Необходимо обеспечить регулярное поступление в организм ребёнка основных минералов в достаточном количестве. Рекомендуют использовать калий в дозе 3-4 ммоль/кг в сут, магний — по 0,4-0,6 ммоль/кг в сут. Пищу для детей с гипотрофией следует готовить без соли, для регидратации применяют только раствор ReSoMal. Для коррекции электролитных нарушений используют специальный электролитно-минеральный раствор, содержащий (в 2,5 л) 224 г калия хлорида, 81 г калия цитрата, 76 г магния хлорида, 8,2 г цинка ацетата, 1,4 г меди сулфата, 0,028 г натрия селената, 0,012 г калия йодида, из расчёта 20 мл этого раствора на 1 л питания.

Пятый шаг заключается в своевременном лечении и предупреждении инфекционных осложнений у детей с гипотрофией и вторичным комбинированным иммунодефицитом.

Шестой шаг применяют для коррекции дефицита микронутриентов, характерного для любой формы гипотрофии. При этом шаге необходим крайне взвешенный подход. Несмотря на достаточно высокую частоту анемии, лечение гипотрофии не требует применения препаратов железа в ранние сроки выхаживания. Коррекцию сидеропении проводят только после стабилизации состояния, при отсутствии признаков инфекционного процесса, после восстановления основных функций ЖКТ, аппетита и стойкой прибавки массы тела, то есть не ранее чем через 2 нед от начала терапии. Иначе данная терапия может значительно усилить тяжесть состояния и ухудшить прогноз при наслоении инфекции. Для коррекции дефицита микронутриентов необходимо обеспечить поступление железа в дозе 3 мг/кг в сут, цинка — 2 мг/кг в сут, меди — 0,3 мг/кг в сут, фолиевой кислоты (в первый день — 5 мг, а затем — 1 мг/сут) с последующим назначением поливитаминных препаратов с учётом индивидуальной переносимости. Возможно назначение отдельных витаминных препаратов:

  • аскорбиновой кислоты в виде 5% раствора внутривенно или внутримышечно по 1-2 мл (50-100 мг) 5-7 раз в сут в фазу адаптации при II-III степени гипотрофии или внутрь по 50-100 мг 1-2 раза в сут в течение 3-4 нед в фазу репарации;
  • витамина Е — внутрь по 5 мг/кг в сут в 2 приёма во второй половине дня в течение 3-4 нед в фазу адаптации и репарации;
  • кальция пантотената — внутрь по 0,05-0,1 г 2 раза в сут в течение 3-4 нед в фазу репарации и усиленного питания;
  • пиридоксина — внутрь по 10-20 мг 1 раз в сут до 8 ч утра в течение 3-4 нед в фазу адаптации и репарации;
  • ретинола — внутрь по 1000-5000 ЕД в 2 приёма во второй половине дня в течение 3-4 нед в фазу репарации и усиленного питания.

Седьмой и восьмой шаги включают проведение сбалансированной диетотерапии с учётом тяжести состояния, нарушенной функции ЖКТ и пищевой толерантности. Лечение гипотрофии тяжелой степени зачастую требует интенсивной терапии, степень нарушения их метаболических процессов и функций пищеварительной системы настолько велики, что обычная диетотерапия не способна значимо улучшить их состояние. Именно поэтому при тяжёлых формах гипотрофии показано проведение комплексной нутритивной поддержки с применением как энтерального, так и парентерального питания.

Читайте также:  Высокая температура у ребенка при остром бронхите

Парентеральное питание начального периода следует проводить постепенно с применением исключительно аминокислотных препаратов и концентрированных растворов глюкозы. Жировые эмульсии при гипотрофии добавляют в программы парентерального питания только спустя 5-7 дней от начала терапии из-за их недостаточного усвоения и высокого риска развития побочных эффектов и осложнений. Во избежание опасности развития тяжёлых метаболических осложнений, таких как синдром гипералиментации и синдром «возобновлённого питания» («refeeding syndrome»), при БЭН необходимо сбалансированное и минимальное парентеральное питание. Синдром «возобновлённого питания» — комплекс патофизиологических и метаболических нарушений, вызванных последовательным истощением, перенасыщением, сдвигом и нарушенным взаимодействием фосфорного, калиевого, магниевого, водно-натриевого и углеводного обмена, а также полигиповитаминозом. Последствия данного синдрома иногда бывают фатальными.

Лечение гипотрофии тяжелой формы проводится с применением постоянного энтерального зондового питания: непрерывное медленное поступление питательных веществ в ЖКТ (желудок, двенадцатиперстную кишку, тощую кишку) с их оптимальной утилизацией, несмотря на патологический процесс. Скорость поступления питательной смеси в ЖКТ не должна превышать 3 мл/мин, калорийная нагрузка — не более 1 ккал/мл, а осмолярность — не более 350 мосмол/л. Необходимо использовать специализированные продукты. Наиболее оправданно применение смесей на основе глубокого гидролизата молочного белка, обеспечивающих максимальное усвоение питательных веществ в условиях значительного угнетения переваривающей и всасывающей способности пищеварительного канала. Другое требование, предъявляемое к смесям для детей с тяжёлыми формами гипотрофии, — отсутствие или низкое содержание лактозы, поскольку у этих детей отмечают выраженную дисахаридазную недостаточность. При проведении постоянного энтерального зондового питания следует соблюдать все правила асептики, а при необходимости — обеспечить стерильность питательной смеси, что возможно только при применении готовых жидких питательных смесей. Поскольку энерготраты на переваривание и усвоение питательных веществ гораздо ниже, чем при болюсном введении питательной смеси, такой вид питания максимально оправдан. Этот вид диетотерапии способствует улучшению полостного пищеварения и постепенному повышению всасывающей способности кишки. Постоянное энтеральное зондовое питание нормализует моторику верхних отделов ЖКТ. Белковый компонент (независимо полуэлементная или полимерная диета) при таком питании модулирует секреторную и кислотообразующую функцию желудка, поддерживает адекватную экзокринную функцию поджелудочной железы и секрецию холицистокинина, обеспечивает нормальную моторику билиарной системы и предотвращает развитие таких осложнений, как билиарный сладж и холелитиаз. Белок, поступающий в тощую кишку, модулирует секрецию хемотрипсина и липазы. Длительность периода постоянного энтерального зондового питания варьирует от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от выраженности нарушенной пищевой толерантности (анорексии и рвоты). Постепенно повышая калорийность пищи и изменяя её состав, осуществляют переход на болюсное введение питательной смеси при 5-7-разовом дневном кормлении с постоянным зондовым кормлением в ночное время. При достижении объёма дневных кормлений 50-70% постоянное зондовое кормление полностью отменяют.

Лечение гипотрофии средней и лёгкой степени проводится с применением традиционной диетотерапии, основанной на принципе омоложения пищи и поэтапном изменении рациона с выделением:

  • этапа адаптационного, осторожного, минимального питания;
  • этапа репарационного (промежуточного) питания;
  • этапа оптимального или усиленного питания.

В период определения толерантности к пище осуществляют адаптацию ребёнка к её необходимому объёму и проводят коррекцию водно-минерального и белкового обмена. В репарационный период осуществляют коррекцию белкового, жирового и углеводного обмена, а в период усиленного питания повышают энергетическую нагрузку. Если есть гипотрофия, то в начальные периоды лечения уменьшают объём и увеличивают кратность кормления. Необходимый суточный объём пищи у ребёнка с гипотрофией составляет 200 мл/кг, или 1/5 часть его фактической массы тела. Объём жидкости ограничивают 130 мл/кг в сут, а при тяжёлых отёках — 100 мл/кг в сут.

Рекомендуемый режим кормления при гипотрофии на этапе «Осторожное питание» (ВОЗ, 2003)

источник

Дать определение гипотрофии. Охарактеризовать клиническую картину гипотрофии. Принципы диетотерапии и ухода при гипотрофии 1 степени.

Гипотрофия –это хроническое расстройство питания с отставанием массы тела по отношению к его длине.

По времени возникновения различают гипотрофию врожденную и приобретенную. Врожденная гипотрофия связана с воздействием на плод неблагоприятных факторов, приобретенная возникает после рождения ребенка под влиянием экзогенных и эндогенных причин. Экзогенные причины включают 1) алиментарные нарушения (количественный или качественный недокорм), 2) инфекционные факторы (острые и хронические заболевания, особенно органов пищеварения), 3) дефекты ухода (недостаток внимания, отрицательное эмоциональное воздействие на ребенка, нарушение режима дня, гиподинамия), 4) воздействие токсических веществ (отравления, гипервитаминозы). Эндогенными причинами являются врожденные пороки развития (челюстно-лицевого аппарата, атрезия пищевода, пороки сердца), некоторые наследственные, эндокринные, иммунодефицитные заболевания, поражения ЦНС.

Клиническая картина.Различают три степени гипотрофии.

Гипотрофия 1 степени:дефицит массы тела составляет 10-20%. Общее состояние ребенка удовлетворительное. Подкожно-жировой слой умеренно истончен на животе, но сохранен на лице и конечностях. Кожа бледная, тургор тканей умеренно снижен. Аппетит несколько снижен. Ребенок беспокоен, отличается повышенной возбудимостью, неустойчивым эмоциональным тонусом.

Гипотрофия II cтепени: дефицит массы тела составляет 21 – 30%. Нарушается общее состояние. Ребенок теряет жизнерадостность, становится вялым и апатичным, преобладают отрицательные эмоции. Выражена мышечная гипотония, гипорефлексия. Нарушается сон, задерживается нервно-психическое развитие ребенка. Аппетит значительно снижен, нередко бывают срыгивания, рвота при насильственном кормлении. Изменяется характер стула. Кожа бледная, сухая. Тургор значительно снижен, кожа легко собирается в складки. Подкожно-жировой слой значительно истончен на животе, конечностях, сохранен на лице. Может быть отставание в росте на 2-4 см. Нарушается терморегуляция, ребенок склонен к переохлаждению, перегреванию. Снижается иммунитет, что приводит к возникновению инфекционных и гнойно-воспалительных заболеваний, имеющих вялое и затяжное течение.

Гипотрофия III cтепени(дефицит массы более 30%) характеризуется значительным нарушением общего состояния. У ребенка преобладает угнетение ЦНС, резко отрицательные эмоции. Резко выражена гипорефлексия, адинамия, отмечается резкая задержка в развитии, утрата ранее приобретенных умений и навыков. Аппетит отсутствует, частые срыгивания, рвота. Кожа сухая, резко бледная с сероватым оттенком. Подкожная клетчатка отсутствует даже на лице. Тургор тканей отсутствует, кожа висит многочисленными складками. Из-за резкого истощения лицо принимает старческий вид. Внешне ребенок напоминает скелет, обтянутый кожей. Развивается атрофия мышц и гипертонус сгибателей. Длина тела отстает от возрастной нормы на 5-6см и более. Выражены признаки полигиповитаминоза и обезвоживания. Температура тела снижена, дети склонны к переохлаждению. Стул неустойчивый. Иммунитет резко снижен, воспалительные заболевания протекают латентно, стерто, без повышения температуры, часто дают осложнения и рецидивы.

Лечение гипотрофии I степени проводят на дому, гипотрофии II и III степени – в стационаре. Первостепенное значение имеет правильный уход.

Уход при гипотрофии I степени:

  1. Организовать режим дня (прием пищи в определенное время способствует возникновению аппетита, лучшему перевариванию; чередование периодов сна и бодрствования способствует укреплению организма).
  2. Устранить излишние раздражители, обеспечить ласковое обращение с малышом (для нормализации эмоционального тонуса).
  3. Исключить контакты с инфекционными больными (так как у ребенка с гипотрофией снижен иммунитет).
  4. Ребенок должен находиться в светлом, просторном, регулярно проветриваемом помещении с температурой воздуха 24-27*. Прогулки разрешаются при температуре воздуха не ниже -5*, малыша держат на руках, в холодное время года с грелкой у ног (ребенок с гипотрофией нуждается в оптимальных условиях, у него нарушена терморегуляция.)
  5. Бережное проведение массажа и гимнастики (массаж и гимнастика оказывают общеукрепляющее действие).
  6. Тщательно соблюдать гигиену (ежедневные ванны с температурой воды 38*), поддерживать чистоту в помещении, чистоту нательного и постельного белья.

Диетотерапия при гипотрофии I степенизаключается в постепенном обеспечении ребенка необходимыми питательными веществами. Часто бывает достаточным устранить дефект вскармливания. Ребенку увеличивают число кормлений на 1-2 в сутки (более частое питание меньшими порциями уменьшает нагрузку на организм, облегчает переваривание). Временно отменяют все прикормы и корригирующие добавки. Оптимальным является кормление грудным молоком, при его недостатке назначают докорм высокоадаптированными пресными или кисломолочными смесями.

Все расчеты проводят на долженствующую массу тела ребенка. Вначале проводят этап выяснения толерантности к пище. Если ребенок сразу не может усвоить рассчитанный объем питания, то суточный объем уменьшают до 3/4 от возрастной нормы, а недостающий объем питания восполняют питьем. Постепенно в течение 1-2 дней, объем питания доводят до нормы.
Затем наступает этап усиленного питания, когда корригируют рассчитанные на долженствующий вес потребности. Потребность в белках корригируют введением творога, желтка, мясного пюре. Коррекцию углеводов осуществляют фруктовым соком, пюре, сахарным сиропом. Коррекцию жиров проводят сливочным и растительным маслом. Коррекцию рациона проводит врач.

Прикормы назначают осторожно, в качестве первого прикорма дают кашу. Приучение к одному виду прикорма проводят за 7-10 дней, затем вводят второй прикорм – овощное пюре.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Гипотрофия у детей – это голодание, количественное или качественное, в результате которого в организме происходят значительные изменения. Заболевание сложное, в основе которого лежит голодание организма ребенка — гипотрофия у детей.

Лечить гипотрофию у детей необходимо, исходя из степени заболевания. На начальном этапе лечения болезни необходимо устранить причину, по которой она возникла.

Лечение гипотрофии должно быть направлено на ликвидацию первичного заболевания, а также вторичных инфекций, — иначе оно не может быть эффективным.

Лечение больных детей гипотрофией должно быть комплексным. Оно включает: выявление причины и устранение ее; диетоте­рапию, организацию рационального ухода, режима; массаж и гимнастику; выявление и лечение очагов инфекции и других сопутствующих заболеваний; ферментотерапию, витаминотера­пию, стимулирующую терапию; симптоматическую терапию.

Лечение гипотрофии у детей предусматривает изменение режима, рациона и калорийности питания ребенка и кормящей матери; при необходимости – парентеральную коррекцию метаболических нарушений.

Основой правильного лечения гипотрофии является дието­терапия. Следует учесть, что как недостаточное количество пищевых ингредиентов, так и их избыток неблагоприятно от­ражаются на состоянии ребенка, больного гипотрофией. На основе многолетнего опыта лечения детей с данным заболева­нием представителями разных школ к настоящему времени вы­работана следующая тактика по диетотерапии.

Реализация диетотерапии при гипотрофии у детей базируется на дробном частом кормлении ребенка, еженедельном расчете пищевой нагрузки, регулярном контроле и коррекции лечения.

При гипотрофии I степени толерантность к пище доста­точно высокая. Дети хорошо переносят пищевые нагрузки, поэтому они могут получать пищу, соответствующую возрасту. Белки, жиры и углеводы рассчитываются на 1 кг долженст­вующего веса.

В лечении детей больных гипотрофией II степени выделяют два периода: предрепарационный и период репарации. Предрепа­рационный период при гипотрофии II степени обычно равен 7-10 дням. В этот период определяется толерантность боль­ного к пище. Из продуктов питания больной получает либо женское молоко, либо продукты, его заменяющие (коровье молоко, кислые молочные смеси, адаптированные молочные смеси).

Суточный объем пищи уменьшается до 2 /3 от долженст­вующего объема. Недостающую воду восполняют жидкостью (кипяченая вода, чай, 5% раствор глюкозы и др.). Ребенок в этот период (в первые его дни) получает питание в 8 приемов, т. е. через каждые 2,5 часа. В последующем при хорошей пе­реносимости пищи (отсутствие рвоты, срыгиваний, диареи) в течение каждых последующих суток объем пищи может быть увеличен на 100-150 мл суточного рациона. При пре­вышении по объему 2 /з суточного рациона пищи ребенка на­чинают кормить через 3 ч, т. е. 7 раз. После того как ребенок начинает справляться с долженствующим объемом пищи, мож­но считать, что предрепарационный период закончился.

В периоде репарации производится коррекция питания, вводится прикорм по общим правилам. В первое время угле­воды и белки назначают на 1 кг долженствующего веса, а жиры — на приблизительно долженствующий вес.

Читайте также:  Когда ребенок болеет у него нет температуры

В лечении детей больных гипотрофией III степени также выде­ляются два периода: предрепарационный и период репара­ции. Поскольку толерантность к пище при гипотрофии III сте­пени значительно ниже по сравнению с гипотрофией II степе­ни, то пищевая нагрузка проводится еще осторожнее. Пред­репарационный период продолжается 14-20 дней и более. В первые сутки расчет питания можно производить исходя из энергии, затраченной ребенком на основной обмен (65- 70 ккал на 1 кг фактической массы тела). Это составляет приблизительно У2 часть долженствующего суточного объема пищи.

Ребенку, больному гипотрофией III степени, пища в ви­де сцеженного грудного молока (или его заменителей) дается в 10 приемов, т. е. через каждые 2 ч с соблюдением 6-часово- го ночного перерыва. В последующем при нормальной перено­симости данного объема пищи через каждые 2 сут его мож­но увеличивать на 100-150 мл. Об окончании предрепарационного периода можно судить на основании хорошей пере­носимости женского молока или его заменителей в нормальном для данного возраста объеме. В периоде репарации при гипо­трофии III степени тактика аналогична таковой при гипотро­фии II степени.

В периоде определения толерантности к пище широко используется ферментотерапия. С этой целью применяют 1 % рас­твор разведенной соляной кислоты, пепсин, абомин, нату­ральный желудочный сок, фестал. При высоком содержании в копрограмме больных нейтрального жира и жирных кислот назначается панкреатин.

Витаминотерапия при лечении больных гипотрофией ис­пользуется и с заместительной, и со стимулирующей целями. В первые дни лечения заболевания витамины вводятся парен­терально, в дальнейшем даются внутрь: аскорбиновая кислота по 50-100 мг, витамины B1 по 25-50 мг, В6 по 50-100 мг в сутки, затем проводятся чередующиеся курсы лечения вита­минами А, РР, В15, В5, Е, фолиевой кислотой, витамином B12 в возрастных дозах.

Стимулирующая терапия является обязательной частью лечения гипотрофии у детей. Она заключается в назначении чередую­щихся курсов лечения апилаком, дибазолом, пантокрином, женьшенем и другими средствами. При тяжелой гипотрофии, особенно при сочетании ее с заболеваниями инфекционной при­роды, вводят у-глобулин, внутривенно вводят 10% раствор альбумина, протеин, плазму, переливают кровь.

При лечении гипотрофии II и III степеней у детей показано назна­чение анаболических стероидных гормонов: нерабола (еже­дневно внутрь по 0,1-0,3 мг/кг), ретаболила (1 мг/кг один раз в 2-3 нед).

Симптоматическая терапия зависит от клинической карти­ны гипотрофии. При лечении анемии целесообразно использо­вать препараты железа, трансфузии крови от матери (при совместимости крови по группе и резус-фактору и отсутствии в анамнезе гепатита). В случае сочетания гипотрофии с рахи­том после окончания периода выяснения толерантности к пи­ще назначают лечебные дозы витамина D (с обязательным контролем по реакции Сульковича!). Терапия симптоматиче­ских гипотрофий, кроме диетотерапии, должна быть направле­на на лечение основного заболевания.

Больных детей гипотрофией I степени при отсутствии тяжелых сопутствующих заболеваний можно лечить в домашних усло­виях, детей с гипотрофией II и III степеней — в условиях ста­ционара. Больному следует находиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении; температура окружаю­щего воздуха должна быть не менее 24-25° С и не выше 26- 27° С, поскольку ребенок с тяжелыми степенями гипотрофии легко переохлаждается и перегревается.

Важно создавать у ребенка положительный эмоциональный тонус, чаще брать на руки. Положительное влияние оказывают теплые ванны (тем­пература воды 38° С), которые можно проводить ежедневно. Обязательными составными частями лечения являются мас­саж и гимнастика.

источник

Гипотрофия у детей – хроническое нарушение питания, сопровождающееся недостаточным приростом массы тела ребенка по отношению к его росту и возрасту. Гипотрофия у детей выражается отставанием ребенка в весе, задержкой в росте, отставанием в психомоторном развитии, недоразвитием подкожно-жирового слоя, снижением тургора кожных покровов. Диагностика гипотрофии у детей основывается на данных осмотра и анализа антропометрических показателей физического развития ребенка. Лечение гипотрофии у детей предусматривает изменение режима, рациона и калорийности питания ребенка и кормящей матери; при необходимости – парентеральную коррекцию метаболических нарушений.

Гипотрофия у детей – дефицит массы тела, обусловленный нарушением усвоения или недостаточным поступлением питательных веществ в организм ребенка. В педиатрии гипотрофия, паратрофия и гипостатура рассматриваются как самостоятельные виды хронического расстройства питания у детей – дистрофии. Гипотрофия является наиболее распространенным и значимым вариантом дистрофии, которому особенно подвержены дети первых 3-х лет жизни. Распространенность гипотрофии у детей в различных странах мира, в зависимости от уровня их социально-экономического развития, колеблется от 2-7 до 30 %.

О гипотрофии у ребенка говорят при отставании массы тела более чем на 10% по сравнению с возрастной нормой. Гипотрофия у детей сопровождается серьезными нарушениями обменных процессов, снижением иммунитета, отставанием психомоторного и речевого развития.

К хроническому расстройству питания могут приводить различные факторы, действующие в пренатальном или постнатальном периоде.

Внутриутробная гипотрофия у детей связана с неблагоприятными условиями, нарушающими нормальное развитие плода. В пренатальном периоде к гипотрофии плода и новорожденного могут приводить патология беременности (токсикоз, гестоз, фетоплацентарная недостаточность, преждевременные роды), соматические заболевания беременной (сахарный диабет, нефропатии, пиелонефрит, пороки сердца, гипертония и др.), нервные стрессы, вредные привычки, недостаточное питание женщины, производственные и экологические вредности, внутриутробное инфицирование и гипоксия плода.

Внеутробная гипотрофия у детей раннего возраста может быть обусловлена эндогенными и экзогенными причинами. К причинам эндогенного порядка относятся хромосомные аномалии и врожденные пороки развития, ферментопатии (целиакия, дисахаридазная лактазная недостаточность, синдром мальабсорбции и др.), состояния иммунодефицита, аномалии конституции (диатезы).

Экзогенные факторы, приводящие к гипотрофии у детей, делятся на алиментарные, инфекционные и социальные. Алиментарные влияния связаны с белково-энергетическим дефицитом вследствие недостаточного или несбалансированного питания. Гипотрофия у ребенка может являться следствием постоянного недокармливания, связанного с затруднением сосания при неправильной форме сосков у матери (плоские или втянутые соски), гипогалактией, недостаточным количеством молочной смеси, обильным срыгиванием, качественно неполноценным питанием (дефицитом микроэлементов), плохим питанием кормящей матери и пр. К этой же группе причин следует отнести заболевания самого новорожденного, не позволяющие ему активно сосать и получать необходимое количество пищи: расщелины губы и неба (заячья губа, волчья пасть), врожденные пороки сердца, родовые травмы, перинатальные энцефалопатии, пилоростеноз, ДЦП, алкогольный синдром плода и пр.

К развитию приобретенной гипотрофии склонны дети, болеющие частыми ОРВИ, кишечными инфекциями, пневмонией, туберкулезом и др. Важная роль в возникновении гипотрофии у детей принадлежит неблагоприятным санитарно-гигиеническим условиям – плохому уходу за ребенком, недостаточному пребыванию на свежем воздухе, редким купаниям, недостаточному сну.

Таким образом, по времени возникновения различают внутриутробную (пренатальную, врожденную), постнатальную (приобретенную) и смешанную гипотрофию у детей. В основе развития врожденной гипотрофии лежит нарушение маточно-плацентарного кровообращения, гипоксия плода и, как следствие, нарушение трофических процессов, приводящих к задержке внутриутробного развития. В патогенезе приобретенной гипотрофии у детей ведущая роль принадлежит белково-энергетическому дефициту вследствие недостаточного питания, нарушения процессов переваривания пищи или всасывания питательных веществ. При этом энергетические затраты растущего организма не компенсируются пищей, поступающей извне. При смешанной форме гипотрофии у детей к неблагоприятным факторам, действовавшим во внутриутробном периоде, после рождения присоединяются алиментарные, инфекционные или социальные воздействия.

По выраженности дефицита массы тела у детей различают гипотрофию I (легкой), II (средней) и III (тяжелой) степени. О гипотрофии I степени говорят при отставании ребенка в весе на 10-20% от возрастной нормы при нормальном росте. Гипотрофия II степени у детей характеризуется снижением веса на 20-30% и отставанием роста на 2-3 см. При гипотрофии III степени дефицит массы тела превышает 30 % от долженствующей по возрасту, имеется значительное отставание в росте.

В течении гипотрофии у детей выделяют начальный период, этапы прогрессирования, стабилизации и реконвалесценции.

При гипотрофии I степени состояние детей удовлетворительное; нервно-психическое развитие соответствует возрасту; может иметь место умеренное снижение аппетита. При внимательном осмотре обнаруживается бледность кожных покровов, снижение тургора тканей, истончение толщины подкожно-жирового слоя на животе.

Гипотрофия II степени у детей сопровождается нарушением активности ребенка (возбуждением или вялостью, отставанием моторного развития), плохим аппетитом. Кожные покровы бледные, шелушащиеся, дряблые. Отмечается снижение мышечного тонуса, эластичности и тургора тканей. Кожа легко собирается в складки, которые затем плохо расправляются. Подкожно-жировой слой исчезает на животе, туловище и конечностях; на лице – сохранен. У детей часто обнаруживается одышка, артериальная гипотония и тахикардия. Дети с гипотрофией II степени часто страдают интеркуррентными заболеваниями — отитом, пневмонией, пиелонефритом.

Гипотрофия III степени у детей характеризуется резким истощением: подкожно-жировой слой атрофируется на всем туловище и на лице. Ребенок вял, адинамичен; практически не реагирует на раздражители (звук, свет, боль); резко отстает в росте и нервно-психическом развитии. Кожные покровы бледно-серого цвета, слизистые оболочки сухие и бледные; мышца атрофичны, тургор тканей полностью утрачен. Истощение и обезвоживание приводят к западению глазных яблок и родничка, заострению черт лица, образованию трещин в углах рта, нарушению терморегуляции. Дети склонны к срыгиванию, рвоте, поносам, урежению мочеиспускания. У детей с гипотрофией III степени часто отмечаются конъюнктивиты, кандидозный стоматит (молочница), глоссит, алопеция, ателектазы в легких, застойные пневмонии, рахит, анемии. В терминальной стадии гипотрофии у детей развивается гипотермия, брадикардия, гипогликемия.

Внутриутробная гипотрофия плода, как правило, выявляется при УЗИ-скрининге беременных. В процессе акушерского УЗИ определяются размеры головки, длина и предполагаемая масса плода. При задержке внутриутробного развития плода акушер-гинеколог направляет беременную в стационар для уточнения причин гипотрофии.

У новорожденных детей наличие гипотрофии может выявляться неонатологом сразу после рождения. Приобретенная гипотрофия обнаруживается педиатром в процессе динамического наблюдения ребенка и контроля основных антропометрических показателей. Антропометрия у детей включает оценку параметров физического развития: длины, массы, окружности головы, груди, плеча, живота, бедра, толщины кожно-жировых складок.

При выявлении гипотрофии проводится углубленное обследование детей для уточнения возможных причин ее развития. С этой целью организуются консультации детских специалистов (детского невролога, детского кардиолога, детского гастроэнтеролога, инфекциониста, генетика) и диагностические исследования (УЗИ брюшной полости, ЭКГ, ЭхоКГ, ЭЭГ, исследование копрограммы и кала на дисбактериоз, биохимическое исследование крови и пр.).

Лечение постнатальной гипотрофии I степени у детей проводится амбулаторно, гипотрофии II и III степени — в условиях стационара. Основные мероприятия включают устранение причин нарушения питания, диетотерапию, организацию правильного ухода, коррекцию метаболических нарушений.

Диетотерапия при гипотрофии у детей реализуется в 2 этапа: уточнение переносимости пищи (от 3-4 до 10-12 дней) и постепенное увеличение объема и калорийности пищи до физиологической возрастной нормы. Реализация диетотерапии при гипотрофии у детей базируется на дробном частом кормлении ребенка, еженедельном расчете пищевой нагрузки, регулярном контроле и коррекции лечения. Кормлением детей с ослабленным сосательным или глотательным рефлексами проводится через зонд.

Медикаментозная терапия при гипотрофии у детей включает назначение ферментов, витаминов, адаптогенов, анаболических гормонов. При гипотрофии тяжелой степени детям производится внутривенное введение белковых гидролизатов, глюкозы, солевых растворов, витаминов. При гипотрофии у детей полезны массаж с элементами ЛФК, УФО.

При своевременном лечении гипотрофии I и II степени прогноз для жизни детей благоприятный; при гипотрофии III степени смертность достигает 30-50%. Для предупреждения прогрессирования гипотрофии и возможных осложнений, дети должны еженедельно осматриваться педиатром с проведением антропометрии и коррекции питания.

Профилактика пренатальной гипотрофии плода должна включать соблюдение режима дня и питания будущей мамы, коррекцию патологии беременности, исключение воздействия на плод различных неблагоприятных факторов. После рождения ребенка важное значение приобретает качество питания кормящей матери, своевременное введение прикормов, контроль динамики нарастания массы тела ребенка, организация рационального ухода за новорожденным, устранение сопутствующих заболеваний у детей.

источник