Температура в комнате у ребенка при болезни

Потоотделение у взрослых людей играет колоссальную роль в процессах терморегуляции организма, поскольку испарение жидкости с поверхности тела «забирает» огромное количество тепла. К сожалению, маленькие дети лишены такой возможности по причине несформировавшихся потовых желез. Природа задачи терморегуляции детского организма «возложила» на дыхательную систему (аналогию можно провести со многими зверьми, например, собаками и кошками, которые также лишены потовых желез и температуру своего тела регулируют путем интенсивности дыхания).

Вдыхаемый ребенком воздух по мере продвижения к легким постепенно нагревается до его температуры тела и насыщается водяными парами, при этом выдыхаемый воздух уже имеет температуру тела малыша и относительную влажность 100%. Например, если температура вдыхаемого воздуха равняется 17°С, а температура тела 37°С, то в процессе вдоха-выдоха организм тратит количество тепла, необходимое для нагрева вдыхаемой порции воздуха на 20°С. Таким образом, чем выше разница температур окружающего воздуха и тела больного, тем выше эффективность теплоотдачи.

Замечательно! — воскликнут многие родители, тогда для эффективного охлаждения организма ребенка, имеющего высокую температуру, можно его поместить в холодное помещение, в таком случае теплоотдача «разогретого» организма может увеличиться настолько, что температура тела нормализуется. К сожалению, или к счастью, все произойдет с точностью до наоборот — как только организм «поймет», что «за бортом» холодно настолько, что потери тепла могут стать катастрофическими, он тут же «включит» защитные функции, резко ограничив свою теплоотдачу путем спазмирования сосудов с одной стороны, и увеличив внутреннюю теплопродукцию, с другой. Таким образом, пребывание в холодном помещении не только не принесет пользы в плане охлаждения организма больного, но и еще больше усугубит ситуацию.

«Где же в таком случае «золотая середина»?», — спросит дотошный читатель. Действительно, до какого значения можно снижать температуру в помещении, чтобы и «волки были целы, и овцы сыты», т. е., чтобы организм эффективно отдавал «лишнее» тепло, и в то же время, не включались защитные механизмы сохранения тепла. Специалисты рекомендуют придерживаться в подобных случаях значения в 20°С, плюс-минус 1-2 градуса, исходя из конкретной ситуации и ощущений ребенка.

Другим, не менее важным параметром воздуха, которым дышит больной ребенок, является его относительная влажность. Надо признать, что мало найдется родителей, которые следят за влажностью комнатного воздуха, а зря.

Обратите внимание, что нам интересна именно относительная (а не абсолютная) влажность воздуха (подробнее см. Чем отличается абсолютная влажность от относительной…).

Надо знать и понимать, что относительная влажность воздуха зависит от его температуры — в более холодном воздухе может содержаться меньше воды, поэтому, выражения «относительная влажность воздуха 50% при его температуре 20°С» и «относительная влажность воздуха 50% при его температуре 10°С» далеко не тождественны — во втором случае воздух гораздо суше, поэтому, само по себе значение относительной влажности без его увязки с температурой воздуха малоинформативно.

Ранее уже говорилось о том, что по мере продвижения вдыхаемого воздуха к легким ребенка он не только согревается, но еще насыщается влагой — чем суше вдыхаемый воздух, тем больше влаги теряет организм малыша для его увлажнения, что очень плохо (почему плохо — см. Лихорадка и вода).

Проблема решается двумя путями: обильным питьем или увлажнением сухого комнатного воздуха.

Дотошный читатель в этом месте должен обязательно задать следующий вопрос: «А что будет, если ребенка поместить в комнату со 100% влажностью?». Ведь в таком случае больной организм вообще не будет тратить свои запасы жидкости для увлажнения вдыхаемого воздуха.

Увы, с влажностью, как и с температурой, следует придерживаться правила «золотой середины», поскольку при избыточной влажности окружающего воздуха резко ухудшается теплоотдача организма: во-первых, ухудшается потоотделение, пот прекращает испаряться с поверхности кожных покровов; во-вторых, организм не насыщает влагой вдыхаемый воздух, а, значит, опять не происходит теплоотдачи.

Получается, что сухой воздух — это плохо для больного ребенка, и чрезмерно влажный воздух — тоже плохо. Где же эта «золотая середина»? Если верить специалистам, то оптимальным для больного ребенка будет комнатный воздух с относительной влажность 60% плюс-минус 5-10%, опять же, в зависимости от индивидуальных особенностей и предпочтений.

Подведем итог вышесказанному:
Оптимальные параметры комнатного воздуха , где находится больной ребенок с высокой температурой, следующие: температура = 20°С; относительная влажность = 60%.

Для контроля параметров окружающего воздуха современная промышленность выпускает «вагон и маленькую тележку» разнообразных бытовых термометров, гигрометров, психрометров, барометров и прочих «…метров». Купить их не составляет труда и больших финансовых затрат — позволить иметь в доме комбинированный прибор, показывающий температуру и относительную влажность воздуха, может любая семья. Здесь возникает куда более важная проблема поддержания оптимальных параметров воздушной среды.

С температурой проблем, как правило, не возникает — если холодно, включаем обогреватель, если тепло — кондиционер (и тот, и другой дополнительно осушают воздух).

С влажностью не все так однозначно. С низкой влажностью воздуха бороться проще — достаточно развесить влажное белье, установить открытые емкости с водой, купить увлажнитель воздуха. А что делать, если в комнате избыток влаги? В таком случае могут помочь проветривания (при условии, что на улице влажность ниже, чем в комнате) или же включение того же обогревателя или кондиционера.

ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на данном сайте, носит справочный характер. Мы не несем ответственности за возможные негативные последствия самолечения!

источник

В чем опасность нарушения рекомендуемых норм

Частые гости в детском возрасте – это простудные заболевания. Неукрепленный иммунитет, несовершенные системы защиты, множественные контакты с носителями вирусов или больными в больших детских коллективах – факторы, объясняющие высокую восприимчивость детей к болезням. В поисках идеального варианта профилактики родители пробуют всевозможные методы, начиная от простых витаминизированных добавок, и заканчивая такими экстремальными видами закаливания, как моржевание, к примеру. Но мало кто задумывается, что первые шаги решения проблемы предельно просты, ничего не стоят, и начинаются они с правильного микроклимата в помещении, где ежедневно находится дите. Оптимальная температура для ребенка в комнате, и достаточная влажность воздуха играют важную роль в снижении частоты заболеваемости.

Молодые родители под «чутким» руководством уже не таких молодых бабушек рьяно пытаются обезопасить своего малыша от простуды с первых дней его жизни. Температура в доме 25 градусов, наглухо закрытые окна и двери, ребенок одетый как «капуста» и укрытый несколькими одеялами. Ну все! Теперь никакому вирусу сюда не добраться! Только эффект получается, увы, противоположный. И одна из главных причин в том, что оптимальная температура для ребенка в комнате выбрана неправильно.

Система терморегуляции новорожденного еще не созрела полностью. Он очень легко может как переохладиться, так и перегреться. Но перегрев опасен для него намного больше. У грудных детей все обменные процессы проходят значительно быстрее и интенсивнее, в сравнении со взрослыми, поэтому их организм вырабатывает много тепла. От него необходимо избавиться, и ребенок имеет для этого два пути.

  • Теплообмен при дыхании: вдыхает воздух, к примеру, 20 градусов, выдыхает, согретый до температуры тела – 36,6. Часть тепла, таким образом, теряется.
  • Через кожу при потении.

Первый вариант для малыша (и для взрослых также) является основным, поскольку он наиболее физиологический и безвредный. Теплообмен при дыхании беспрепятственно совершается при температуре воздуха не выше 22 градусов. Поэтому большинство педиатров склоняется к мысли, что оптимальная температура для ребенка в комнате должна быть в пределах 18–22 градуса. Достигают этих цифр путем регуляции отопления (при возможности), и проветриванием помещения. В холодное время года проветривают 4–5 раз в день по 15 минут. Кроме снижения температуры, таким способом увеличивают также насыщение воздуха кислородом, что совсем немаловажно, ведь потребность в нем у ребенка выше в два с половиной раза, чем у взрослого. Да и вирусы с бактериями «не дружат» со свежим воздухом. Не стоит панически бояться движения прохладного воздушного потока (сквозняка). Разве что ребенок разогрет, вспотевший или только что из теплой ванной.

Если слишком заботливые мамочки посчитали лучшей температуру воздуха в детской комнате выше 22 градусов, то они добились следующих результатов:

  • основная потеря тепла происходит через кожу;
  • с потом теряется жидкость (ребенок обезвоживается) и соли (теряет необходимые микроэлементы);
  • нежная и чувствительная кожа малышей не готова к подобному испытанию, что проявляется потничкой и опрелостями;
  • обезвоживание сопровождается накоплением газов в кишечнике, вздутием животика и коликами;
  • пересыхание слизистых оболочек верхних дыхательных путей нарушает их защитную функцию, препятствующую проникновению и распространению патогенных микроорганизмов;
  • слизь в носу засыхает, формируя корочки, которые мешают дыханию, вызывают храп у ребенка и нарушают сон;
  • недостаточное количество слюны (вследствие того же обезвоживания) сопровождается возникновением молочницы.

Как видим, последствия перегрева для маленьких деток очень серьезные. Но переохлаждения также допускать нельзя. Новорожденный еще не может продуцировать тепло посредством мышечного дрожания, поэтому оптимальная температура для ребенка в комнате не должна опускаться ниже 18 градусов. Длительное пребывание в условиях низкой температуры чревато воспалительными заболеваниями дыхательной и мочевыделительной систем.

Несмотря на то, что механизмы терморегуляции у деток после года более совершенны, вышеизложенные рекомендации по температурному режиму для них остаются актуальными. Разве что верхнюю границу можно смело опустить до 20 градусов. Но если ребенок рос, скажем, до 5 лет в тепличных условиях (температура воздуха не ниже 25 градусов, со сквозняками не знаком), то смена микроклимата в комнате должна происходить постепенно. В ином случае неадаптированные системы не справятся с положенным на них заданием, и переход к правильным параметрам закончится простудным заболеванием.

Конечно, оптимальная температура для ребенка в комнате не обезопасит его насовсем от сезонных вирусных заболеваний, но поможет сократить их частоту, облегчить течение и ускорить выздоровление.

источник

Почти во всех книгах и учебниках, посвященных уходу за детьми, обращается внимание на тот очевидный факт, что у младенца несовершенны механизмы регуляции температуры тела, в связи с чем существует большой риск переохлаждения. Из этого, в общем-то, абсолютно правильного положения, зачастую делаются абсолютно неправильные выводы[1]. Защите ребенка от переохлаждения уделяется первоочередное внимание, вплоть до того, что покупка электрообогревателя представляет собой одно из наиболее обязательных действий при подготовке к встрече новорожденного. Если, как мы уже упоминали, температура воздуха в палате новорожденных роддома должна, в соответствии с инструкциями, быть не ниже 22 °С (как правило, она выше), то всего боящиеся родители любой ценой будут стремиться к тому, чтобы ниже этой цифры она (температура) никак не опустилась. Автор посетил сотни новорожденных в первые дни после их выписки из роддома, и чувство нехватки воздуха было наиболее постоянным и наиболее типичным из всех чувств, которые ему приходилось испытывать после кратковременного пребывания в детской комнате.

Панически боясь холода, родители зачастую и не задумываются о том, что упомянутое нами несовершенство механизмов терморегуляции чревато не только переохлаждением, но и перегревом.

Обмен веществ у новорожденного протекает очень интенсивно и сопровождается выработкой значительного количества тепла. От этого тепла организму ребенка необходимо избавляться. Сделать это можно двумя путями — через легкие и через кожу (непосредственный перенос тепла при контакте двух сред с разной температурой плюс испарение пота).

Воздух, вдыхаемый человеком (новорожденный — не исключение), достигая легких, нагревается до температуры тела. Т. е. ребенок вдыхает воздух с температурой 18 °С, а выдыхает, соответственно, 36,6 °С. При этом, разумеется, определенное количество тепла теряется. Если температура вдыхаемого воздуха 23 °С, то очевидно, что потери тепла заметно снижаются. Но терять тепло надо! И ребенок активизирует второй путь потерь — через кожу. Необходимо образовывать пот[2], который не только мокрый, но и соленый — значит, теряются вода и соли, а запасы и того и другого у новорожденного очень незначительны.

Даже при небольшой нехватке жидкости существенно нарушается работа всех систем и органов. И последствия этих нарушений вы обязательно обнаружите, развернув ребенка. Организованный в роддоме перегрев (лишь бы вы не сказали, что простудили) прежде всего виден на коже вашего новорожденного — она ярко-красная, в тех местах, где скапливается пот (в паху, например), — опрелости[3]. Малыша пучит, и у него болит животик (густые из-за нехватки жидкости кишечные соки с трудом способны переваривать еду), во рту — белые пятнышки: молочница[4] (густая из-за нехватки жидкости слюна не выполняет своих функций), в носу — сухие корочки, затрудняющие дыхание (иногда даже сосать не может), и т. д.

Регуляция температурного режима новорожденного может быть осуществлена посредством решения двух задач:

1) температура воздуха в детской комнате;

Обе эти задачи должны быть решены немедленно, в первые же сутки после возвращения из роддома. Чем дольше вы будете собираться и решаться, тем хуже будет вам и вашему младенцу, тем большие усилия понадобятся впоследствии для того, чтобы наверстать упущенное.

Исключительно важно (. ) не путать и не смешивать такие понятия, как «холодно ребенку» и «температура воздуха, которым дышит ребенок».

Оптимальная температура детской комнаты составляет 18—19 °С.

Чем выше, тем хуже. Но на всю жизнь — и вашу, и детскую — необходимо запомнить важнейшее правило, позволяющее принять верное решение при наличии сомнений[5]:

ЛУЧШЕ ПЕРЕОХЛАДИТЬ, ЧЕМ ПЕРЕГРЕТЬ

Только так и не иначе, потому что нельзя, ни в коем случае нельзя забывать о том, что перегрев ребенка не менее, а, как правило, значительно более опасен, чем переохлаждение!

Природные условия обычно позволяют создать оптимальный температурный режим (18—19 °С), но бывают исключения, и они совсем нередки. Ребенок может родиться в жаркое время года, в стране с жарким климатом, в городе, где работники теплосетей склонны с повышенным рвением относиться к своим обязанностям, и т. д.

Уберечь ребенка от перегрева при высокой температуре в помещении (выше 22 °С) можно, действуя в трех направлениях:

1) одежда, точнее ее минимальное количество;

2) достаточное поступление в организм ребенка жидкости, помимо молока (вода);

По всем этим направлениям мы в дальнейшем основательно пройдемся.

Еще один фактор — не менее значимый в сравнении с температурой в детской комнате — относительная влажность воздуха.

Актуальность этого параметра исключительно высока именно для детей, и связано это все с теми же, ранее упоминавшимися нами особенностями терморегуляции младенцев. Выдыхаемый воздух имеет температуру тела и влажность 100%. Чем суше вдыхаемый воздух — тем больше жидкости тратит организм ребенка на его увлажнение, а к чему приводят дополнительные потери воды — мы уже сообщили.

Большинство читателей этой книги живет в весьма специфических климатических условиях, когда не менее шести месяцев (с октября по апрель в лучшем случае) имеет место отопительный сезон, а принципиальной особенностью практически всех отопительных систем является высушивание воздуха в жилых помещениях.

Оптимальная относительная влажность воздуха в детской комнате — 50—70%.

Обогрев воздуха, как правило, приводит к тому, что его влажность в среднем раза в два ниже рекомендуемой. И чем больше родственники дитяти озабочены риском замерзания, чем активнее детская комната нагревается — тем суше воздух, тем выше вероятность возникновения проблем со здоровьем у малыша: пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей (покашливание, хрюканье носом), проблемы с кожей, сгущение крови и т. д.

Вывод очевиден: контроль над влажностью воздуха в помещении и поддержание ее на должном уровне — важнейшая родительская задача. Частая влажная уборка, открытые емкости с водой, пульверизаторы, декоративные фонтанчики, аквариум — варианты ее решения. Современные технологии делают достижение цели менее трудоемким. Родственники дитяти должны, по крайней мере, знать о том, что существует такая несложная, не особо дорогая и весьма эффективная штуковина, которая называется бытовой увлажнитель воздуха (они бывают паровые и ультразвуковые; вторые тише и безопасней).

А сейчас давайте обратим внимание на такое удивительное с бытовой точки зрения явление, как сквозняк[6].

«СКВОЗНЯКсквозной ветер, струя воздуха, продувающая помещение насквозь»[7].

Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно того, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?

Люди дорогие! Это мы с вами сквозняков боимся, потому что родители наши оберегали нас всеми возможными способами от этих самых сквозняков. Но ребеночек тут при чем? Палку, конечно, перегибать не надо, но постоянные возгласы: «Закройте скорее дверь!» не ведут ни к чему хорошему. Ребенок боится незнакомого. И нельзя прожить жизнь, ни разу не встретившись со сквозняком. Так лучше познакомиться с ним в младенчестве, перестав бояться, чем взрослым и солидным дядей кричать на весь автобус: «Закройте окно, сквозит!»

С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения, с точки зрения его здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка. Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для новорожденного — нет.

[1] Выводы эти, как правило, делают не авторы книг и учебников, а родители.

[2] Потовые железы у новорожденного развиты плохо, т. е. он самой Природой приспособлен к потере тепла именно посредством дыхания.

[3] Опрелость — воспаление кожи, возникающее, главным образом, в ее складках.

[4] Молочница — воспаление слизистой оболочки полости рта, вызванное дрожжеподобными грибками.

[5] Воплощать это правило в жизнь необходимо, разумеется, не в пять лет и не в десять, а с момента рождения.

[6] Автору почему-то кажется, что у большинства читателей нет кондиционеров и установок искусственного климата. Открытая форточка — наиболее распространенное техническое устройство для снижения температуры воздуха в помещении. Разговор о сквозняке в этом случае может оказаться вполне уместным.

[7] Определение из Словаря русского языка С. И. Ожегова, М.: Русский язык, 1984.

источник

Проветривание комнаты больного ребенка должно быть регулярным. В комнате всегда должен быть всегда чистый и свежий воздух. Даже здоровый человек не может долго находиться в душном помещении. Испарения же больного человека очень опасны, поэтому постоянное проветривание просто необходимо. Частота проветривания зависит от площади комнаты, от сезона года, от температуры внешней среды, от отопления помещения, от тяжести заболевания и характера болезни. Но комната, в любом случае, должна проветриваться регулярно. Мы уже говорили о том, какие требования предъявляются к комнате больного ребенка. В этой статье мы поговорим о рекомендациях по проветриванию.

  1. В холодное время года форточку необходимо открывать не реже 4-х раз в сутки на 20-30 минут. В это время больного надо тепло укрыть и если ребенок маленький, не забыть о головном уборе или укутать в теплый шарф или косынку. Сверху положить дополнительное одеяло или плед.
  2. Проветривать комнату надо сразу после сна, перед приемом пищи и обязательно перед сном.
  3. Летом окна или форточки могут быть открыты все время (если окна не выходят на автостраду). Но надо следить, чтобы в квартире не было сквозняка.
  4. Если вы готовите на кухне, не забывайте закрывать двери. Никаких посторонних запахов в комнате больного быть не должно.
  5. Температура в комнате должна быть 20-22 градуса. Желательно, чтобы в комнате был термометр, за показателями которого надо следить. Обратите внимание на нос и руки ребенка, потрогайте их. Они не должны быть холодными (если только у больного не озноб, который свидетельствует о повышении температуры).
  6. Многие родители считают, что если у ребенка повышенная температура, в комнате должно быть очень тепло, чтобы он «не простудился». Это ложное мнение. При высокой температуре окружающей среды микробы активнее размножаются, да и в душном помещении больному находится тяжелее. Если у больного лихорадка, он лучше себя чувствует при температуре 16-18 градусов.
  7. Если ребенок ослаблен, с пониженным обменом веществ, с субнормальной температурой (ниже 36 градусов) во избежание переохлаждения желательно поддерживать температуру в комнате не ниже 20-22 градусов.
  8. Надо прислушиваться к просьбам больного ребенка, но при некоторых заболеваниях даже в холодной комнате пациенты жалуются на «чувство жара» и просят создать приток холодного воздуха. В этом случае надо быть осторожным и уметь отличить субъективные жалобы от объективного состояния больного. Можно применить местные манипуляции – приложить пузырь со льдом ко лбу, сменить одежду.
  9. Во время жаркой погоды можно пользоваться пульверизатором, распыляя воздух вокруг больного. Старайтесь, чтобы вода не попала в лицо ребенка.
  10. Если в комнате кондиционер, старайтесь включать его в крайнем случае. Следите, чтобы холодный воздух не попадал на ребенка.
  11. Горшки и судна должны быть тщательны вымыты и дезинфицированы.
  12. После каждой дефекации, после клизмы комнату необходимо проветрить.
  13. Нельзя вместо проветривания для уничтожения запаха пользоваться ароматизаторами и дезодорантами. Они не уничтожают микробы. Недаром говорят, что единственная польза от так называемых ароматизаторов состоит в том, что от них болит голова, и люди невольно открывают окна.

«>Распорядок дня больного ребенка
Двигательный режим – это определенный объем движений, который назначается врачом при каждом конкретном заболевании. …

«>Режимы физической активности
Положение больного ребенка в постели зависит от вида заболевания и его самочувствия. …

«>Положение больного в постели
К одежде больного ребенка предъявляются повышенные требования.

«>Одежда больного ребенка
Смена белья должна осуществляться по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю. …

источник

В каких случаях дети легче переносят простуду, ОРВИ, грипп? Как помочь организму ребенка справиться с высокой температурой без лекарств? Достаточно ли хорошего ухода за ребенком для выздоровления от кашля и насморка? Опытный детский врач раскрывает механизмы известных всем способов ухода за детьми во время болезни.

При появлении у ребенка признаков простуды следует оставить его дома и уложить в постель. Этим преследуют две цели. Во-первых, тем самым вы способствуете более легкому течению заболевания у самого ребенка. Во-вторых, вы оберегаете от заболевания его друзей.

В основе простудных заболеваний — размножение в организме болезнетворных вирусов и бактерий. Вирус является внутриклеточным паразитом. Чем активнее обменные процессы в клетке, тем лучше условия для размножения вирусов, тем больше вирусов образуется в организме и тем больше органов может быть ими поражено. В состоянии покоя обмен веществ в организме минимален, вероятность осложнений простудного заболевания уменьшается.

Необходимо, чтобы температура воздуха в комнате больного ребенка была не выше обычной (20–21 °С), а воздух был увлажнен.

Некоторые врачи рекомендуют даже умеренно сниженную температуру воздуха — 16–18 °С, и в этом есть свой резон. Дело в том, что теплоотдача с поверхности тела ребенка затруднена, если в помещении очень тепло, а ребенок основательно укутан. Отдает тепло ребенок и при дыхании, вдыхая прохладный, а выдыхая воздух, нагревшийся в легких до температуры тела. Причем чем больше разница температур, тем больше теплоотдача, тем меньше вероятность, что температура тела ребенка поднимется до очень высоких цифр.

Влажный воздух необходим, во-первых, для поддержания влажности слизистых оболочек дыхательных путей, иначе ребенок не сможет откашлять густую и вязкую мокроту. Во-вторых, чтобы бороться с повышением температуры тела, ребенку приходится потеть. Если он находится в помещении с низкой влажностью, вдыхаемый сухой воздух в легких увлажняется до 90–100% (вспомните пар изо рта при дыхании в прохладную погоду). С каждым выдохом ребенок теряет жидкость, а частота дыхания у маленьких детей в 2–3 раза чаще, чем у взрослого. За сутки ребенок с дыханием теряет до полулитра жидкости. Какое уж тут потение.

Если вы проживаете в доме с центральным отоплением, целесообразно либо использовать специальный увлажнитель воздуха, либо несколько раз в день на отопительную батарею вывешивать увлажненное махровое полотенце. Это облегчит дыхание ребенка, будет способствовать эффективному откашливанию.

Воздух в помещении, где находится больной ребенок, должен быть свежим. Для этого несколько раз в день комнату необходимо проветривать. Оптимальным способом проветривания считают следующий. Ребенка на время выводят в другое помещение, в комнате на несколько минут одновременно открывают форточки (окно) и дверь — создают сквозняк. При этом стены, мебель не успевают остыть, и после проветривания температура воздуха в комнате очень быстро восстанавливается. Проветривание позволяет удалить из помещения накопившиеся там микроорганизмы. Этому же способствует влажная уборка комнаты.

Заболевшего ребенка хочется поскорее вылечить. Считается, что для борьбы с болезнью необходима дополнительная энергия. А пища — это и есть основной источник энергии. Все логично, но не совсем так.

Как правило, во время простуды у ребенка снижен аппетит. Если при болезни вы стараетесь избыточно кормить своего ребенка, то на усвоение пищи расходуются силы, которые ребенок мог бы направить на борьбу с инфекцией. У ребенка в организме на такой случай всегда есть некоторые запасы, использовать которые менее затратно, чем усваивать пищу. После выздоровления аппетит улучшится, и ребенок быстро восстановит свои резервы. Так как же следует кормить ребенка? Только ориентируясь на его аппетит.

Следующий момент, связанный с кормлением ребенка. Стараясь компенсировать снижение аппетита, нередко пытаются накормить ребенка какими-либо изысканными блюдами: экзотическими фруктами, восточными сладостями, красной икрой и другими продуктами, которые ребенок в обыденной жизни ест очень редко. Однако новая (даже очень вкусная) пища требует привыкания, а при заболевании возможности пищеварения снижаются. И вместо пользы к простуде может присоединиться расстройство пищеварения.

Пища должна быть привычной для ребенка, не обильной, хотя, конечно, предпочтение следует отдать любимым, особенно овощным, блюдам. А вот количество жидкости в рационе больного ребенка необходимо существенно увеличить.

Дополнительная потребность в жидкости связана с тем, что при заболевании ребенка повышается активность обменных процессов. Увеличивается образование шлаков, которые требуется вывести с мочой, с потом, с калом. При заболевании требуется усиленное выведение токсичных продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. При повышении температуры тела усиливается потоотделение и учащается дыхание. Это сопровождается усилением потерь жидкости с потом и с выдыхаемым воздухом. Усиленное образование слизи также требует дополнительных затрат жидкости.

Все эти дополнительные затраты жидкости в случае заболевания ребенка необходимо предусмотреть и компенсировать, не дожидаясь, пока у него высохнут губы и загустеет мокрота и ребенок не сможет ее откашливать. Напротив, если своевременно и обильно ребенка поить, это не избавит его от заболевания, но при появлении лихорадки он обильно пропотеет; температура тела не будет чрезмерно высокой; кашель будет влажным — мокрота будет легко отходить; ребенок будет обильно мочиться; и ухудшение самочувствия будет незначительным.

В большинстве случаев простуды успех борьбы с болезнью в значительной мере зависит не столько от приема лекарств, сколько от достаточного питья. При этом совсем недостаточно поить ребенка только тогда, когда он попросит.

Обратите внимание на влажность губ и вспомните, когда ребенок последний раз мочился. Показателем недостаточности жидкости в организме ребенка является сухость слизистых оболочек (губ, языка) и урежение мочеиспусканий, а у детей старше 1 года еще и повышение концентрации солей в моче, что проявляется более выраженной ее окраской.

Очень важно опережать развитие заболевания и поить ребенка избыточно сверх его желания. Это не всегда бывает просто. Приходится подбирать такое питье, которое ему понравится. Выбор достаточно широк. В качестве питья можно предложить некрепкий чай, компот из сухофруктов, фруктовые и ягодные соки, морсы, негазированные минеральные воды, отвар изюма, специальные регидратационные растворы.

Поить ребенка следует дробно, небольшими порциями, избегая насилия, но прибегая к различным уловкам, на которые способна ваша фантазия. Здесь может быть использован и личный пример, и различные игровые ситуации. При категорическом отказе от питья попробуйте предложить ребенку пищу, богатую жидкостью, — дыню, арбуз, огурцы.

Температура питья зависит от целей, которые вы ставите перед собой. Если ребенок обезвожен и необходимо, чтобы жидкость поскорее всосалась в пищеварительном тракте, температура питья должна соответствовать температуре тела. Если же для вас важнее в первую очередь снизить повышенную температуру тела ребенка, питье должно быть комнатной температуры, так как для нагревания выпитой жидкости в пищеварительном тракте расходуется часть тепловой энергии.

источник

Комнатная температура и влажность – важнейшие параметры окружающей среды, которые обеспечивают комфорт, полноценную жизнедеятельность новорождённого ребёнка и даже его здоровье. Матери, зная об этом, стараются создать идеальные условия для своего любимого младенца. Прежде всего, родители боятся переохлаждения, поэтому делают всё возможное, чтобы ребёнок не замёрз – ставят обогреватели в спальне, надевают на него несколько пелёнок и ползунков.

Однако усилия по «утеплению» ребёнка часто заканчиваются перегреванием детского организма, которое подчас способно навредить больше, чем переохлаждение. Именно поэтому необходимо понимать, какие параметры воздуха позволят младенцу развиваться в оптимальном режиме.

Как свидетельствует анализ педиатрических источников, оптимальные температурные параметры для комнаты, в которой находится новорождённый ребёнок, находятся в пределах 18 — 20° C. В этом случае все биохимические процессы в детском организме будут протекать совершенно естественно, без каких-либо сбоев.

Чтобы контролировать параметры воздуха в комнате, термометр следует размещать рядом с колыбелькой новорождённого, а гигрометр (прибор, устанавливающий, какая влажность в комнате) – подальше от всех отопительных устройств.

Невзирая на имеющиеся рекомендованные показатели воздуха в квартире, родителям следует, прежде всего, ориентироваться на детское самочувствие. То есть температура в комнате должна «понравиться» малышу, должна соответствовать особенностям его организма.

Если в помещении температурный режим находится в пределах нормы, но у ребёнка холодеют нижние и верхние конечности, следует надеть носки и дополнительную одёжку. Если же новорождённый потеет и краснеет, его следует раскутать.

Влажность комнатного воздуха – ещё один важнейший для новорождённого показатель окружающей среды. Воздух, выдыхаемый ребёнком, отличается 100%-ной влажностью и высокой температурой. Если окружающая среда слишком сухая, детский организм тратит жидкость на увлажнение воздуха, что приводит к быстрой потере влаги.

Но поскольку организм каждого новорождённого индивидуален, понять, соответствует ли уровень влажности оптимальным значениям, следует ориентироваться на здоровье малыша, его самочувствие.

Благоприятными признаками являются:

  • хороший сон;
  • нормальная температура тела;
  • естественный цвет кожных покровов;
  • отсутствие сыпи и прочих раздражений;
  • сухость и теплота конечностей;
  • равномерное дыхание.

Следует понимать, что зимой, в период усиленной работы батарей, воздух в квартире недостаточно влажный. Замеры с помощью гигрометра демонстрируют, что показатели снижены в несколько раз.

Новорождённый ребёнок спит порядка 20 часов в день, всё остальное время он или кушает, или участвует в организационных моментах, устраиваемых родителями. Естественно, одеться или раздеться самостоятельно он не способен.

Обмен веществ у него проходит в более высоком режиме, чем у мамы или папы. При этом терморегуляция ещё не настроена и не отрегулирована, вот почему так важно знать, какая температура должна быть в детской комнате, чтобы избежать перегревания и замерзания ребёнка.

Зная о несовершенстве терморегуляции, взрослые боятся «заморозить» новорождённого ребёнка. Отсюда постоянные укутывания тёплыми вещами и использование многочисленных пелёнок. При этом родители забывают о том, что особую опасность для детского организма представляет именно перегрев.

Обмен веществ у новорождённого проходит достаточно активно, сопровождаясь выделением большого объёма тепла. Это тепло детскому организму необходимо «сбрасывать». Осуществляется данный процесс с помощью двух путей:

  • через лёгкие;
  • через кожные покровы (происходит испарение пота).

В первом случае воздух, который вдыхается ребёнком, проходя через лёгкие, начинает нагреваться до температуры тела. При этом определённый объём тепла будет теряться.

Если первый способ температурного регулирования невозможен, новорождённый активирует второй путь – через кожные покровы. То есть ребёнок потеет, происходит выделение лишнего тепла, однако одновременно происходит потеря влаги и солей.

Таким образом, повышенная температура и влажность в комнате может привести к обезвоживанию детского организма, что чревато ухудшением общего состояния здоровья.

Основными признаками перегревания являются:

  • излишняя влажность кожных покровов;
  • опрелости;
  • бессонница;
  • потничка;
  • болезненные ощущения в животике, вздутие;
  • молочница во рту;
  • снижение аппетита;
  • осложнённое дыхание носом;
  • понижение частоты пульса;
  • западение родничка.

Самыми тяжёлыми негативными последствиями, которые угрожают жизни ребёнка, считают скачок детской температуры, выделение крови из полости носа, закатывание зрачков. При таких симптомах следует экстренно вызвать скорую помощь.

Ребёнок может переохладиться не только при низкой температуре в квартире, но и в случае переутомления или недостаточного питания. Малыш также замерзает в прохладной воде, либо в мокрой одёжке.

Признаками переохлаждения у новорождённого являются:

  • бледные кожные покровы;
  • холодные конечности;
  • дрожь;
  • икание;
  • холодная испарина;
  • замедленные движения ручками и ножками;
  • учащённое дыхание.

В крайних случаях возможно посинение носогубного треугольника и даже обморок. Чтобы избежать негативных последствий, нужно срочно стабилизировать температуру тела ребёнка.

В ином случае возможно развитие таких нежелательных и даже опасных для детского здоровья состояний, как:

  • общее истощение детского организма;
  • простуда (в случае хронического переохлаждения возможно воспаление лёгких);
  • повреждение головного мозга;
  • изменения в сердечно-сосудистой системе;
  • обморожение ручек или ножек.

Родителям следует незамедлительно приступить к повышению температуры тела. Прежде всего, стоит проверить, не промок и не вспотел ли новорождённый ребёнок. Если подозрения подтвердились, кроху нужно переодеть в сухое бельё и хорошенько укутать.

Низкое содержание влаги в комнатном воздухе отрицательно сказывается на самочувствии всех новорождённых ребятишек. Родители часто не замечают пониженные показатели этого параметра, однако ребёнок остро реагирует на любой дискомфорт.

Сниженный уровень влаги в помещении приводит к резкому запылению воздуха, росту количества болезнетворных микроорганизмов и аллергенов. Чаще всего результатами обезвоживания становятся различные негативные состояния:

  • астма. При обезвоживании организма могут повреждаться участки лёгких, в результате чего развивается хроническое воспаление органов дыхания;
  • аллергические заболевания. В случае недостатка влаги в организме повышается уровень гистаминов в кровеносной системе. Возникает аллергия, которая может проявиться сыпью, ринитом, зудящими ощущениями;
  • сухость кожи. Обезвоживание повреждает верхние слои кожных покровов, в результате чего на теле ребёнка образуются сухие участки;
  • сухость в ротовой полости и носу. Из-за низкой влажности пересыхают дыхательные пути. В носовой полости образуются сухие корочки, ребёнок начинает покашливать;
  • сгущение крови. Понижается объём жидкости, кровь начинает сгущаться, что крайне опасно для всего детского организма.

Комфортную влажность и температура воздуха в комнате маленького новорождённого нужно создавать правильно, ориентируясь на сезон. Так, в летний период для регуляции параметров воздуха можно установить кондиционер. Важно лишь не направлять холодные потоки прямо на детскую кроватку.

Температура и в детской комнате, и в помещении для взрослых зависит от начала отопительного сезона. Если он ещё не наступил, а в доме холодно, родителям рекомендуют приобретать нагреватель. В зимний период крайне непросто следовать нормам, поскольку помещения чрезмерно нагреваются и «иссушиваются».

Чтобы нормы температуры пришли в порядок, специалисты советуют придерживаться определённых рекомендаций, о которых следует рассказать более подробно.

Свежий воздух крайне полезен для любого ребёнка, поэтому необходимо каждые четыре часа проветривать помещение.

Особенно важна оптимальная влажность и температура для сна, в ином случае малыша невозможно будет нормально укачать и уложить спать.

При проветривании детской новорождённого нужно унести в другое помещение.

Это помогает не просто оптимизировать температурный режим и влажность, но и насытить комнату кислородом. Ещё один вариант – выйти с ребёнком на прогулку.

Если радиаторы центрального отопления слишком горячие, а уменьшить уровень нагрева невозможно, рекомендовано закрывать их особыми деревянными или пластиковыми щитами. Также можно повесить на батареи плотную ткань.

Кроватка с балдахином – очень милое и эстетически привлекательное сооружение. Однако красивые занавески могут ограничивать ребёнку доступ кислорода, что приводит к повышению телесной температуры. Чтобы обеспечить свободный приток воздуха, лучше всего избавиться от балдахина либо убирать его на время детского сна.

Для ребёнка важен правильный подбор одежды и постельного белья. Важно отказаться от ношения новорождёнными изделий из синтетики. В них кожные покровы не дышат, следовательно, происходит нарушение термической регуляции тела малыша. От шапочки вообще лучше отказаться.

Кроме того, не следует кутать малыша, если в комнате жарко, и обнажать его, если в помещении низкая комнатная температура. Ну а вещи из натуральных тканей помогут создать оптимальные условия для спокойного сна и активного бодрствования.

Если новорождённому ребёнку слишком жарко, может помочь сокращение интервалов между приёмами пищи.

Известно, что материнское молочко включает 80 % воды, значит, вскармливание грудью утоляет жажду и оптимизирует уровень жидкости в организме.

Если малыш питается искусственной смесью, между приёмами пищи можно допаивать его водой при помощи бутылочки.

Важно следить, чтобы жидкость была комнатной температуры.

Летом крайне непросто обеспечить оптимальные условия, ребёнку жарко и сухо. В этом случае нужно купать малыша до трёх раз в сутки, но не с целью чистоты, а для улучшения самочувствия. Естественно, использовать моющие средства нет необходимости.

Как уже было отмечено, увлажнённый воздух не менее важен для новорождённого, чем оптимальный температурный режим. Создать комфортные условия можно с помощью технических приспособлений или подручных средств.

Специалисты советуют:

  • установить специальный увлажнитель воздуха;
  • чаще проводить влажную уборку помещения;
  • размещать ёмкости с водой, фонтаны рядом с ребёнком или батареями;
  • распылять воду при помощи «брызгалок»;
  • накрывать радиаторы влажными полотенцами или простынями.

Температура воздуха в комнате новорождённого ребёнка – важное условие хорошего самочувствия, здоровья и эмоционального настроя. Не забывайте следить за состояние окружающей среды, и малыш будет развиваться без особых проблем на радость родителям.

источник

Отвечаем на главные вопросы о детской лихорадке: когда высокая температура становится опасной, какие лекарства покупать в аптеке и стоит ли прислушиваться к советам бабушек.

Для начала разберёмся, что температура есть у каждого из нас и в норме она не обязательно 36,6 °C. Это «среднее по больнице» значение, потому что у здорового человека она может колебаться от 36,1 до 37,2 °C и даже меняться в течение дня. Например, повышаться после еды или больших нагрузок.

Когда мы говорим «У ребёнка температура», то имеем в виду лихорадку — состояние, при котором температура тела повышена, то есть градусник под мышкой показывает больше 37,2 °C.

Если ставить градусник ректально (в прямую кишку) или измерять температуру в ухе, то значения обычно выше Fever: First a > . Тогда лихорадка — показатели больше 38 °C. При оральном (во рту) измерении — выше 37,8 °C.

Лихорадка — это защитная реакция организма, как правило, на разные инфекции. При высокой температуре бактериям и вирусам трудней выживать, вот организм и запускает процесс, который уничтожает опасные микроорганизмы, а заодно активирует иммунную систему Fever .

Температура у детей повышается чаще из-за респираторных вирусных инфекций, тех, что мы называем простудой. Но это не обязательно: лихорадка проявляется при множестве других заболеваний. Кроме инфекций, в температуре могут быть виноваты травмы, перегревания, онкологические, гормональные и аутоиммунные заболевания и даже некоторые лекарства, у которых так проявляются побочные эффекты.

Взрослые замечают высокую температуру по особенным симптомам:

  1. Слабости.
  2. Головной боли.
  3. Чувству озноба и дрожи.
  4. Потере аппетита.
  5. Боли в мышцах.
  6. Потливости.

Дети, которые уже умеют разговаривать, могут пожаловаться на неприятные ощущения. Но температура поднимается и у младенцев, которые не умеют описывать своё состояние.

Повод измерить температуру — необычное поведение ребёнка:

  1. Отказ от еды или груди.
  2. Плаксивость, раздражительность.
  3. Сонливость, усталость, пассивность.

Нельзя говорить о лихорадке на основании поцелуя в лоб. Высокую температуру показывает только термометр.

Повышенная температура — признак правильной иммунной реакции, если речь об инфекциях. Поэтому её не следует снижать, чтобы не откладывать выздоровление Advice for managing child fever . Обычно давать жаропонижающие имеет смысл после того, как температура повысилась О безопасном применении жаропонижающих средств у детей до 39 °C — это данные ректального измерения. Когда температуру проверяют под мышкой, врачи рекомендуют снижать её после 38,5 °C, но не раньше. Не переживайте, сама по себе лихорадка не так уж страшна.

Многие боятся, что высокая температура повредит клетки мозга. Но, по данным ВОЗ, для детей она безопасна, пока не достигнет The Management of fever in young children with acute respiratory infections in developing countries 42 °C.

Лихорадка — не самостоятельное заболевание, а только его симптом. Когда температуру снижают лекарствами, убирают внешние проявления болезни, но не лечат её.

В редких случаях слишком высокая температура у детей приводит к фебрильным судорогам — непроизвольным сокращениям мышц. Выглядит это жутко и доводит родителей до обморока, но в основном приступы прекращаются сами собой и не имеют последствий Fever . Вызывайте медиков и следите, чтобы ребёнок не поранил себя: положите его на бок, придерживайте, распахните плотную одежду. В рот ничего совать не надо, это только увеличивает риск травм.

Но лихорадку все переносят по-разному: кто-то и при 39 °C на градуснике может читать и играть, кто-то при 37,5 °C лежит и не может пошевелиться. Поэтому снижать температуру надо ради удобства и улучшения самочувствия ребёнка.

Если ребёнок нормально себя чувствует, то ничего с высокой температурой делать не надо.

Самый простой, быстрый и эффективный способ — дать ребёнку жаропонижающие на основе ибупрофена или парацетамола. Их выпускают в формах, которые удобно применять детям: сладкие сиропы или свечи. Будьте внимательны, если даёте ребёнку сироп: вкусовые добавки и красители могут вызывать аллергию.

Ни в коем случае не превышайте дозировку лекарства. Рассчитывается она обычно исходя из веса ребёнка. Дети, особенно дошкольники, могут сильно отличаться по весу даже в одном возрасте, поэтому ориентируйтесь именно на количество килограммов, а не лет.

Помните, что для действия лекарств нужно время: от 0,5 до 1,5 часа. Так что не бросайтесь перемеривать температуру через 10 минут после приёма таблетки.

Используйте мерные стаканчики, ложки и шприцы, которые идут в комплекте с лекарством. Не набирайте лекарство в темноте или в чайную ложку на глазок: всегда надо знать, сколько и каких медикаментов вы дали ребёнку.

Чтобы не довести до передозировки, не давайте малышам комбинированные лекарства от симптомов простуды. В их составе уже есть парацетамол или другое жаропонижающее средство, так что легко не заметить, что вы переборщили с дозой, если одновременно дать несколько лекарств.

Парацетамол и ибупрофен можно применять в один день Paracetamol for children , но не увлекайтесь и не давайте ребёнку всё сразу. Если, например, вы дали парацетамол, а он не слишком помог, то, когда придёт время новой дозы жаропонижающего, дайте ибупрофен (или наоборот).

Не давайте аспирин и анальгин: от них у детей могут развиваться серьёзные побочные эффекты.

Есть ещё физические методы, правда, малоэффективные: протереть ребёнку ладони и стопы влажным полотенцем, положить прохладный компресс на лоб. Только не берите для этого лёд, достаточно пропитать полотенце водой комнатной температуры.

Опытные родители знают, что с лёгкими ОРВИ можно справиться самостоятельно, в домашнем режиме. Доктор в таких случаях бывает нужен только для того, чтобы выписать справку или больничный для родителей. Но всё же педиатру нужно показаться, если:

  1. Вам нужно получить совет врача, успокоиться. Или вы просто думаете, что ребёнку требуется врачебная помощь.
  2. Температурящему ребёнку меньше трёх месяцев.
  3. Ребёнку меньше полугода, а температура выше 38 °C держится больше 1 дня.
  4. Ребёнку меньше года, а температура выше 39 °C держится больше 1 дня.
  5. У ребёнка появилась сыпь.
  6. Вместе с температурой есть тяжёлые симптомы: безудержный кашель, рвота, сильная боль, светобоязнь.

Срочно обращаться за помощью надо, если:

  1. Температура добралась до высоких значений (больше 39 °C) и после приёма жаропонижающих продолжает подниматься.
  2. У ребёнка спутанное сознание: он слишком сонлив, его не добудиться, он плохо реагирует на окружающую обстановку.
  3. Появились трудности с дыханием или глотанием.
  4. К температуре добавилась рвота.
  5. Появилась сыпь в виде маленьких синяков, которая не исчезает при нажатии на кожу.
  6. Начались судороги.
  7. Появились признаки обезвоживания: ребёнок редко ходит в туалет, у него сухой рот с красным языком, он плачет без слёз. У грудничков может западать родничок.

Главное, чем мы можем помочь при борьбе с температурой, — устранить её причину. Если дело в бактериальной инфекции, нужны антибиотики (только по назначению врача). Если виноваты другие заболевания, их надо лечить. И только вирусы проходят сами собой, просто надо поддержать организм, который эти вирусы уничтожит.

При высокой температуре влага, которая есть в теле человека, испаряется быстрее, поэтому есть риск обезвоживания. Это особенно актуально для детей: они маленькие и, чтобы потерять 10% жидкости, им нужно совсем немного. При нехватке воды пересыхают слизистые, дышать становится труднее, ребёнку нечем потеть, то есть он не может сам сбрасывать тепло. Поэтому тёплое питьё при температуре — это очень и очень важно.

Чаще давайте ребёнку соки, компоты, чай, воду, уговаривайте выпить хотя бы несколько глотков. Грудничкам нужно чаще предлагать грудь, но, если ребёнок отказывается, лучше дать ему воды или специального напитка, чем ждать, когда он вернётся к грудному молоку.

Чтобы не усиливать потери жидкости с дыханием (а мы выдыхаем пар, в котором много влаги со слизистых), увлажняйте воздух в комнате. Чтобы удерживать относительную влажность на уровне 40—60%, лучше всего купить специальный увлажнитель воздуха. Но можно попробовать и другие способы.

Каждый день проводите влажную уборку в комнате: мойте полы и собирайте пыль. Это нужно опять же для облегчения дыхания. Не бойтесь открывать форточки и проветривать. Свежий воздух особенно необходим человеку, у которого организм борется с болезнью, ведь проветривание — это один из способов дезинфекции помещения. От открытой форточки не станет хуже, а вот от горячего, сухого и полного микробов воздуха — станет.

Кстати, ребёнка можно купать, если у него поднялась температура.

Конечно, когда малыш хочет спать и лежать, не надо тащить его в ванную комнату. Но если общее состояние нормальное, ребёнок двигается и играет, мыться можно.

Кормите ребёнка здоровой пищей: не давайте килограммы конфет только потому, что он болеет. Если у малыша нет аппетита, не надо заставлять есть. Съеденный через силу обед никак не поможет справиться с инфекцией. Лучше сварите куриный бульон и поите им ребёнка: это и жидкость, и еда, и помощь в борьбе с воспалением.

Лучший способ без проблем и потерь пережить неприятный период болезни — обеспечить ребёнку хороший уход. Почему-то (по традиции, по подсказке бабушек, по советам с форумов) многие вредные действия считаются обязательными при лечении температуры. Как не наделать ошибок:

  1. Не закутывайте ребёнка. Если температура высокая, то тёплая одежда и два одеяла только усугубят процесс. Лучше уговорите выпить ещё чашечку тёплого компота.
  2. Не ставьте рядом с ребёнком обогреватель. Вообще, если температура в комнате выше 22 °C, надо её снижать. Для ребёнка с лихорадкой будет лучше, если в комнате будет 18–20 °C: вдыхание такого воздуха не пересушит слизистые.
  3. Не парьте ноги, не заставляйте дышать над кастрюлей с чем-то горячим, не ставьте горчичники: эти процедуры не имеют доказанной эффективности, а риск обжечься и перегреться выше, чем любая возможная польза. К тому же это неприятные занятия, а ребёнку и без того плохо. Если вы очень хотите помочь малышу, лучше придумайте, как его развлечь, когда ему тяжело.
  4. Не растирайте ребёнка уксусом и водкой. Эти способы помогают мало, но они очень токсичны для детей.
  5. Не укладывайте ребёнка в постель, если он туда не хочет. Больной сам пропишет себе постельный режим. Если же у него есть силы играть, то это хорошо.

Некоторые вакцины вызывают временные реакции организма — покраснение в месте укола, раздражительность, небольшое повышение температуры. Это не осложнения, всё пройдёт само собой за 1–3 дня.

Устранять неприятные симптомы можно так же, как в случае с любой другой температурой: жаропонижающими средствами и подходящим режимом.

Обычно температура после прививки не выше 37,5 °C. Но если жар растёт, обратитесь к врачу.

источник