Витамины в питании детей санбюллетень

Консультация «Витамины в питании детей»

Светлана Крюкова
Консультация «Витамины в питании детей»

Осень — пора холода, затяжных дождей и авитаминоза. Именно в это время происходит всплеск заболеваемости. Причем дети страдают не столько от простуд, сколько от нашествия вирусов при пониженном иммунитете. Выход есть: витаминизация.

Витамин С содержится в сладком перце, капусте: свежей и квашеной. Полезен также свежий капустный сок. Его можно употреблять еще при первых признаках простуды, и если болит горло. Также богаты витамином С шиповник (его можно заваривать, облепиха, рябина.

Витамин А. Конечно, это любимая детишками морковка. Надо помнить, что недостаточное количество витамина А влияет на появление у малышей бронхитов, ринитов, дерматитов и опрелостей, стоматитов. Осенью эти явления особенно обостряются.

Витамин Е — лучше всего выводит токсины из организма. В ситуации современной экологии это актуально и для детей. В отличие от витамина А, витамин Е плохо сохраняется в наших клетках, им сложно «запастись» на долгое время. Содержится в кукурузе.

Витамин В6 — один из самых важных витаминов, необходимых осенью. Один из лучших помощников в формировании детского иммунитета. Играет важную роль в процессе кроветворения, так как принимает участие в формировании лимфоцитов — защитных клеток крови. Если у малышей не хватает его в достаточном количестве, могут возникнуть нарушения ЖКТ. Поэтому в меню ребенка обязательно следует включать картофель, фасоль, горох, бобы.

Различные микроэлементы — содержатся в кабачках, патиссонах и тыкве. Тыква, например, содержит много калия и меди.

Витамин Д вырабатывается под воздействием солнечных лучей. Он полезен детям для предотвращения рахита, особенно в младенческом возрасте. Еще при недостатке витамина Д может появиться раздражительность, плаксивость, нервозность.

А так же в осенний период многие, включая детей, подвержены стрессам и неврозам. Чтобы укрепить нервную систему ребенка, в его рационе должен присутствовать витамин В1 (тиамин). Кроме того, он улучшает работу пищеварительной системы. К продуктам-источникам этого витамина относятся проросшие зерна пшеницы, отруби, печень, фасоль, картофель, горох, свиная печень. Уважаемые родители, мы с вами рассмотрели естественный вариант осенней витаминизации, что беспорно полезно и безопасно. Витамины помогают повысить иммунитет, сопротивляемость организма неблагоприятным осенним условиям и оказывают положительное действие на весь организм.

Таковы природные витамины, необходимые осенью.

Консультация для родителей «Овощи в питании детей» Цель: формировать представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; познакомить с полезными свойствами.

Консультация для родителей «Роль витаминов в питании детей» Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов.

Консультация для родителей «В каких продуктах живут витамины» Консультация для родителей «В каких продуктах живут витамины»Каждая мама заботится о своем ребенке, и эта забота находит свое отражение.

Консультация для родителей «Витамины для организма» Витамины – это вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным.

Консультация для родителей «Витамины для мозга» Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии заставляет все чаще задумываться о методах и способах.

источник

Питание дошкольников

Питание ребенка дома и в детском саду

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Энергетическая «емкость» пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода — вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

3 года 4 — 6 лет 7 лет
Энергия, ккал 1540 1970 2350
Белки, г 53 68 77
Жиры, г 53 68 79
Углеводы, г 212 272 335

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Источники жиров — это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов — это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее — овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент) Суточная норма для детей 3-7 лет
Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль — натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад — калий. Точно не установлена
Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 — 2 мг
Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 — 0,10 мг
Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины — это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах

Название Функция Продукты, содержащие витамин Суточная норма для детей 3-7 лет
Витамины группы В
В1 Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене. Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина). 0,8 — 1,0 мг
В2 Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение. Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб. 0,9 — 1,2 мг
В6 Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение. Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста. 0,9 — 1,3 мг
В12 Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы. Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр. 1 — 1,5 мкг
РР (ниацин) Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи. Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы. 10-13 мг
Фолиевая кислота Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени. Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр. 100-200 мкг
С Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов. Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые. 45-60 мг
А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота) Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат. 450-500 мкг
D Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях. Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных. 10-2,5 мкг
Е Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур. Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца. 5-10 мг

Авитаминоз (витаминная недостаточность) — патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей и подростков
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.

Организация питания. Режим. Примерное меню

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше — на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания — преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

  • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты — 600 мл,
  • творог — 50 г,
  • сметана — 10 г,
  • твердый сыр — 10 г,
  • масло сливочное — 20 — 30 г (в каши и на бутерброды),
  • обязательно растительное масло — 10 г (лучше в салаты, винегреты),
  • мясо — 120-140 г,
  • рыба — 80-100 г,
  • яйцо — 1/2-1 шт.,
  • сахар (с учетом кондитерских изделий) — 60-70 г,
  • пшеничный хлеб — 80-100 г,
  • ржаной хлеб — 40-60 г, крупы, макаронные изделия — 60 г,
  • картофель — 150-200 г,
  • различные овощи -300 г,
  • фрукты и ягоды — 200 г.

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

Не рекомендуется!

Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша гречневая с молоком
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат
Щи со сметаной
Тефтели с макаронами
Компот из сухофруктов
Хлеб
Кефир
Печенье
Яблоко
Морковно-яблочная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Вторник Сельдь с рубленым яйцом
Пюре картофельное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат витаминный
Суп овощной
Жаркое по-домашнему
Кисель из яблок
Хлеб
Молоко
Сухарики
Яблоко
Творожная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Среда Каша рисовая молочная
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат свекольно-яблочный
Суп крестьянский
Котлета мясная
Пюре картофельное
Кисель молочный
Йогурт
Печенье
Яблоко
Омлет
Капуста тушеная
Чай
Хлеб
Четверг Макароны с тертым сыром
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из зеленого горошка
Свекольник
Гуляш с гречневой кашей
Компот из сухофруктов
Чай
Ватрушка с творогом
Яблоко
Рагу овощное
Яйцо вареное
Молоко
Хлеб
Пятница Каша геркулесовая молочная
Яйцо вареное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат морковно-яблочный
Борщ со сметаной
Биточки рыбные
Картофель отварной
Кисель
Ряженка
Печенье
Фрукты
Сырники творожные со сметаной
Чай с молоком
Хлеб
Суббота Вареники ленивые со сметаной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат капустно-яблочный
Рассольник
Плов
Кисель из фруктов
Кефир
Сухарики
Фрукты
Оладьи (блинчики) с вареньем
Молоко
Воскресенье Рыба по-польски
Картофель отварной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из моркови
Куриный бульон с гренками
Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
Отвар шиповника
Хлеб
Молоко
Булочка домашняя
Яблоко
Запеканка овощная
Чай с молоком
Хлеб

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Когда я ем, я глух и нем!

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами — большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель — как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку — в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) — это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

источник

Витамины в питании детей санбюллетень

Витамины — биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Они способствуют правильному обмену веществ, повышают работоспособность, выносливость, устойчивость к инфекциям. Они не синтезируются в организме и поступают только с пищей. Витамины очень нестойки и разрушаются во время варки продуктов.

Полноценное и правильное питание – залог хорошего здоровья, правильного роста и развития детей. Чтобы это достичь детский организм должен регулярно получать в нужном объеме все необходимые витамины и минеральные вещества.

Детский организм чувствителен к недостатку витаминов — он растет, развивается, обмен веществ происходит в нем особенно энергично. Витамины защищают от болезней и воздействия факторов внешней среды, повышают выносливость ребенка, необходимы для надежного обеспечения всех жизненных функций.

Потребность детей в витаминах по сравнению с суточными нормами для взрослых при расчете на 1 кг массы значительно выше. Так, если рекомендуемая норма потребления витамина С на 1 кг массы тела для взрослого человека составляет 1 мг, то для подростков 11-14 лет она равна 1,5 мг, для детей 7-10 лет – 2,0 мг, 4-6лет – 2,5 мг, от1года до 3 лет = 3,5 мг, а первых месяцев жизни – 10 мг, т.е. в 10 раз больше, чем для взрослого человека.

Недостаточное потребление витаминов в детском возрасте самым отрицательным образом сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии, заболеваемости, способствует возникновению обменных нарушений, хронических заболеваний и в конечном итоге препятствует формированию здорового поколения. Дефицит витаминов снижает активность иммунной системы, повышает частоту и усиливает тяжесть респираторных и желудочно-кишечных заболеваний.

45.Роль минеральных веществ в детском питании и их основные источники.

Значение минеральных солей для организма очень велико, так как они не только участвуют в образовании костной ткани, но и являются регуляторами важнейших процессов обмена на клеточном уровне. Они принимают участие в регуляции щелочно-кислотного равновесия, поддерживая на определенном уровне осмотическое давление крови и других биологических жидкостей, а также рН крови и клеток тканей, оказывают влияние на проницаемость клеточных мембран, усиливают или подавляют активность многих ферментных систем.

В зависимости от количеств минеральных элементов, которые нужны для достаточного обеспечения всех жизненноважных процессов в организме, минеральные соли принято делить на макроэлементы и микроэлементы. К макроэлементам относятся кальций, фосфор, калий, натрий, магний и др. Потребность организма в них выражается в граммах и милиграммах. К микроэлементам относятся кобальт, медь, йод, цинк, марганец, фтор и др. Потребность в них исчисляется в долях миллиграмма или в гаммах. Железо занимает промежуточное положение между макро- и микроэлементами.

Недостаточное поступление солей с пищей или значительная потеря их при некоторых заболеваниях могут быть причиной тяжелого состояния и гибели детей. Недостаток или избыток микроэлементов в пище приводит к тяжелым нарушениям в организме.

Для нормального роста и осуществления процессов жизнедеятельности организма необходимо поступление с пищей соответствующих количеств минеральных элементов, причем в строго определенных соотношениях. Дети в связи с их интенсивным ростом нуждаются в относительно большем количестве кальция и фосфора, чем взрослые.

Роль кальция в организме многообразна. Основная часть его (97%) находится в костях, и только 3% принимает участие в остальных процессах в организме. Кальций уплотняет стенки кровеносных сосудов, поддерживает тонус нервной системы, является активатором свертывающей системы крови и многих клеточных ферментов, усиливает диурез. Потребность в кальции высокая в течение всего периода роста ребенка, особенно в раннем возрасте. В первый год жизни она составляет около 1 г в сутки.

Самыми ценными источниками кальция являются молоко и молочные продукты — творог, сыр. В них кальций находится в легкоусвояемой форме. Много его содержится также в цветной и качанной капусте, моркови, орехах, отчасти в бобовых — фасоли и горохе.

Пищевой рацион с повышенным содержанием мучных и крупяных изделий не удовлетворяет потребность организма в кальции. В этих продуктах он находится в значительном количестве, но в плохо растворимых соединениях с другими веществами, вследствие чего плохо усваивается.

Фосфор откладывается в костях и зубах, он входит в состав клеточных ферментов, определяя их активность, является носителем потенциальной энергии в составе аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) и креатин-фосфата, играет важную роль в осуществлении функции мышечной и нервной систем. Оптимальное усвоение фосфора наблюдается при соотношении его с кальцием в пище (в суточном рационе) 1 : 1,3(1,5). Таким образом, дети раннего возраста должны получать не менее 1,3— 1,5 г фосфора в сутки. Полноценными источниками фосфора являются молоко, молочные продукты, мясо, рыба, печень, мозги, икра, желток куриного яйца. Фосфор находится также в муке, хлебе, крупах, фасоли, но в форме фитина, который плохо усваивается. Достаточно много фосфора содержится в черносливе, орехах и во многих овощах.

Натрий и калий играют важную роль в поддержании осмотического давления и регуляции водно-солевого обмена. Продукты растительного происхождения богаты калием, особенно много его в капусте, моркови, картофеле, изюме. Натрий содержится в продуктах в небольшом количестве, и поэтому его добавляют в пищу в виде поваренной соли.

Потребность в калии у детей младшего возраста составляет 2—2,5 г в сутки. При искусственном вскармливании дети в первые месяцы жизни получают несколько больше натрия и калия, чем при естественном, так как в коровьем и особенно в ионитном молоке содержание этих минералов выше, чем в женском молоке.

При вскармливании женским молоком дети в первые мееяцы жизни получают в среднем в сутки 0,135 г натрия, 0,450 г калия; при вскармливании коровьим молоком — 0,350 г натрия, 1,270 г калия; при ионитном молоке — 0,404 г натрия, 1,599 г калия.

Таким образом, при вскармливании продуктами из коровьего молока в организм ребенка калий поступает в большем количестве, чем при естественном, но все же в меньшем, чем указанная норма. Умеренно повышенное содержание калия в искусственных молочных смесях оказывает положительное влияние на усвоение белка.

Соли натрия и калия тесно связаны с водным обменом. Натрий увеличивает способность тканевых белков связывать воду, калий уменьшает ее.

Железо необходимо для кроветворения. Входя в состав гемоглобина, оно принимает участие в окислительных процессах. Потребность в железе у детей раннего возраста составляет 7—8 мг в сутки.

В женском молоке содержится от 0,2 до 0,8 мг% железа, в коровьем — в 2—3 раза меньше. Наилучшими источниками железа являются шпинат, овсяная крупа, толокно, печень, мясо, куриное яйцо. Железо содержится также в хлебе, гречневой и манной крупе, в рисе, свекле, помидорах, тыкве, салате, черносливе и др.

Важную роль в процессах кроветворения играют микроэлементы — кобальт и медь. Кобальт посту пает в организм с молоком и другими продуктами животного происхождения, а также с растительной пищей. В женском молоке содержится 0,8—0,4 у% кобальта. Много его находится в гречневой крупе, редисе, луке, свекле и в продуктах животного происхождения — печени, почках, яйцах, рыбе. Правильно составленный рацион, содержащий указанные продукты, полностью удовлетворяет потребность организма ребенка в кобальте.

Медь в большом количестве находится в печени, рыбе, желтках, орехах, овощах, зерновых и бобовых растениях. В женском молоке содержится 0,5 мг% меди, в коровьем — примерно в 2—3 раза меньше. Потребность в меди у детей раннего возраста составляет 1—2 мг в сутки.

При рациональном, правильно сбалансированном питании, соответствующем возрасту детей, потребность организма в минеральных соединениях полностью обеспечивается. Коровье молоко и продукты его переработки содержат в достаточном количестве все макроэлементы и в то же время бедны важнейшими микроэлементами. В женском молоке мало минеральных солей, но соотношение их между собой и с другими пищевыми веществами оптимальное, при котором усвоение всех питательных веществ, в том числе солей, очень высокое. Однако, если мать питается нерегулярно и ее рацион беден овощами и фруктами, содержание в грудном молоке важнейших минеральных соединений может оказаться недостаточным.

Поэтому всем детям начиная с 1—1,5 месячного возраста необходимы фруктовые, ягодные и овощные соки как дополнительный источник минеральных элементов и витаминов.

Витамины и минеральные вещества относятся к незаменимым пищевым веществам.

Они необходимы для нормального обмена веществ, роста и развития организма, защиты от болезней и вредных факторов внешней среды.

Наиболее известный из них витамин С существенно повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям, поддерживает в здоровом состоянии кровеносные сосуды, кожу и костную ткань, способствует обезвреживанию чужеродных веществ и токсинов.

Витамины В 1, В2 и РР участвуют в обмене веществ, обеспечивают организм энергией. Их недостаток вызывает нарушения в деятельности нервной мышечной систем, сердца и желудочно-кишечного тракта.
Витамины В 6, В12 и фолиевая кислота необходимы для нормального роста и обновления всех органов и тканей. Их недостаток ведёт к малокровию.
Пантотеновая кислота и биотин играют важную роль в обмене жиров, поддержании в здоровом состоянии кожных и волосяных покровов.
Витамин А отвечает за состояние слизистых оболочек и восприятие света глазами. Его недостаток существенно снижает остроту зрения и ослабляет барьерные функции дыхательных путей.
Витамин D необходим для нормального развития, роста и поддержания в здоровом состоянии скелета и зубов.
Витамин Е защищает клетки и ткани организма, препятствует их преждевременному изнашиванию. Не менее важную роль играют и минеральные элементы.
Кальций участвует в мышечном сокращении, свёртывании крови, образует минеральную основу костей и зубов. Его недостаток способствует развитию остеопороза.
Недостаток магния может вести к развитию судорожных состояний и нарушений сердечного ритма.
Железо входит в состав гемоглобина, переносящего кислород к тканям.
Цинк необходим для функционирования генетического аппарата клетки.
Йод участвует в построении гормонов щитовидной железы, активно влияющих на физическое и психическое состояние человека.
Селен играет важную роль в системе защиты организма, а также в синтезе гормонов щитовидной железы.

Организм человека не синтезирует микронутриенты и должен получать их в готовом виде. Способность запасать микронутриенты впрок на сколько – нибудь долгий срок у человека отсутствует. Поэтому они должны поступать регулярно, в полном наборе и количестве, соответствующем физиологической потребности организма.

Роль витаминов и минеральных веществ в детском возрасте особенно велика, что связано с интенсивностью процессов роста, формирования организма ребёнка, напряженностью обменных процессов в этот период. Этим определяется высокая потребность детей в этих незаменимых пищевых веществах в расчете на единицу массы тела. Так, если рекомендуемая норма потребления витамина С на кг массы тела для детей 7- 10 лет – 2,0мг,4-6 лет – 2,5 мг.

Дефицит витаминов и минералов в детском возрасте отрицательным образом сказывается на здоровье, физическом развитии, способствует возникновению обменных нарушений, хронических заболеваний и, в конечном итоге, препятствует формированию здорового поколения. Дети растут ослабленными, быстро утомляются, часто болеют, им труднее даётся учёба.
Недостаточное потребление витаминов снижает активность иммунной системы, повышает частоту и усиливает тяжесть респираторных и желудочно-кишечных заболеваний.

Дефицит йода является причиной низкорослости, плохой успеваемости, нарушений умственного развития.
Дефицит железа, витаминов С и группы В приводит к анемии (малокровию)

Что же делать, чтобы избежать всех этих опасных нарушений и обеспечить растущий организм недостающими витаминами и минеральными веществами?
Регулярное включение в рацион свежей зелени, овощей и фруктов. Источниками витаминов являются крупа, мясо хлеб, сливочное и растительное масло. Для того чтобы получить необходимое количество витаминов и минералов, нужно каждый день съедать достаточно много продуктов (например 0,5кг мяса, 0,5 кг черного хлеба, 1л молока и.т.д.) Какой ребёнок может в день столько съесть?

Поэтому обеспечить организм ребёнка необходимыми витаминами и минералами только за счет обычного рациона в современных условиях невозможно!

Как убедительно свидетельствует весь мировой и отечественный опыт, наиболее эффективным, физиологичным и экономически доступным способом кардинального улучшения обеспеченности детей микронутриентами является включение в их рацион специализированных пищевых продуктов, дополнительно обогащенных витаминами.

Особенно привлекательны в этом отношении продукты для быстрого приготовления, обогащенные витаминами и минеральными веществами напитки, кисели, и другие сладкие блюда, пользующиеся заслуженной любовью у детей всех возрастов.

Высокая эффективность таких продуктов подтверждена результатами многочисленных клинических испытаний, положительным опытом их использования в массовом оздоровлении детского на селения в экологически неблагоприятных регионах России.

Так, например, включение напитка «Золотой шар» приводило не только к улучшению обеспеченности детей витаминами, но и к снижению уровня их заболеваемости на 21% (по сравнению с детьми, находящимися на обычном рационе).

Высокая эффективность подобных продуктов в вопросе улучшения питания и укрепления здоровья, положительный опыт их использования для массового оздоровления детей и возможность закупки для детских и лечебных учреждений по статье «Питание» позволяют рекомендовать их включение в рационы детских организованных коллективов в качестве наиболее экономичного и высокоэффективного элемента массового оздоровительного мероприятия.

Руководитель лаборатории витаминов и минеральных веществ
ГУ НИИ питания РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, профессор В.Б.Спиричев

ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

В ПИТАНИИ И ПОДДЕРЖАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Полноценное питание – важнейшее условие хорошего здоровья, нормального роста и развития детей. Особая роль в этом отношении принадлежит полноценному и регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами: витаминами и минеральными веществами, потребность в которых детей различного возраста представлена в таблицах 1 и 2.

Витамины и минеральные вещества (макро- и микроэлементы) относятся к незаменимым пищевым веществам. Они абсолютно необходимы для нормального обмена веществ, роста и развития организма, защиты от болезней и вредных факторов внешней среды, надежного обеспечения всех жизненных функций.

Наиболее известный из них витамин С поддерживает в активном состоянии иммунную систему. Существенно повышает сопротивляемость детского организма простудным и иным заболеваниям.

Витамины В6, В12 и фолиевая кислота, участвующие в обмене белков и аминокислот, необходимы для нормального роста и обновления всех органов и тканей. Их недостаток ведет к нарушению синтеза гемоглобина, малокровию (анемии).

Пантотеновая кислота и биотин играют важную роль в обмене жиров и синтезе стероидных гормонов, поддержании в здоровом состоянии кожных оболочек и волосяных покровов.

Витамин А отвечает за состояние слизистых оболочек и восприятие света глазами. Его недостаток существенно снижает остроту зрения и барьерные функции верхних дыхательных путей, их способность препятствовать проникновению в организм с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов.

Витамин D необходим для эффективного усвоения организмом кальция, нормального развития, роста и поддержания в здоровом состоянии скелета и зубов.

Витамин Е защищает клетки и ткани организма от повреждающего действия радиации и чужеродных веществ, препятствует их преждевременному изнашиванию.

Железо входит в состав гемоглобина. Его недостаток ведет к малокровию, физической слабости, задержке умственного развития.

Кальций образует минеральную основу костей и зубов. Его недостаток способствует развитию рахита и остеопороза.

Рекомендуемые нормы среднесуточного потребления витаминов детьми различного возраста

Возрастные группы

D, мкг

Ниацин (РР), мг

Фолиевая кислота, мкг

Пантотеновая кислота, мг

Витамин К, мкг

Возрастные группы

Магний помогает сохранить мышечную силу и выносливость, препятствует повышенной возбудимости детей.

Йод входит в состав гормонов щитовидной железы. Он необходим для нормального роста, умственного и физического развития детей и подростков.

Организм человека не синтезирует микронутриенты и должен получать их в готовом виде. Способность запасать микронутриенты впрок на сколько-нибудь долгий срок у человека отсутствует. Поэтому они должны поступать регулярно, в полном наборе и количествах, соответствующих физиологической потребности организма (табл.1, 2).

Массовые обследования, регулярно проводимые лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания Российской Академии медицинских наук совместно с региональными учреждениями научно-медицинского профиля, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении микронутриентов, дефицит которых является наиболее распространенным, и одновременно наиболее опасным нарушением питания у значительной части детей.

Так, при обследовании в летнее время учащихся средних школ г. Екатеринбурга недостаточная обеспеченность витамином С была выявлена у 65 %, В1 – у 40 %, В2 – у 65 % и фолиевой кислотой – у 45 % учащихся. У
20-40 % обследованных недостаточная обеспеченность достигала степени глубокого дефицита.

Среди 100 московских школьников, обследованных в марте-апреле 2001г., 38 человек были недостаточно обеспечены аскорбиновой кислотой, у 79 обнаруживался дефицит витамина В2. Недостаток витамина В6 был выявлен у 64, витамина Е – у 22, бета-каротина – у 84 человек.

Обследование учащихся ПТУ в г.Йошкар-Оле выявило дефицит витамина С у 90%, каротина – у 70%, витаминов В1 и В6 – у 75% обследованных.

Сходные данные получены при обследовании детей дошкольного и школьного возраста Казани, Уфы, Оренбурга, Норильска, Брянской, Тульской областей и других регионов, в том числе пострадавших от Чернобыльской и Челябинской катастроф.

Обобщение всех имеющихся данных позволяет охарактеризовать ситуацию с обеспечением детского населения микронутриентами следующим образом:

  1. Выявляемый дефицит затрагивает не один какой-то витамин, а имеет характер сочетанной недостаточности витаминов С, группы Ви каротина, т.е. является полигиповитаминозом.

Особенно неблагополучно обстоит дело с витамином С, недостаток которого по обобщенным данным выявляется у 80-90% обследуемых людей, а глубина дефицита достигает 50-80%. У 40-80% недостаточна обеспеченность витаминами В1, В2, В6, фолиевой кислотой. 40-55% испытывают недостаток каротина.

  1. Дефицит витаминов обнаруживается не только весной, но и в летне-осенний, наиболее, казалось бы, благоприятный период года и, таким образом, является постоянно действующим неблагоприятным фактором.
  1. У значительной части детей поливитаминный дефицит сочетается с недостатком железа, что является причиной широкого распространения скрытых и явных форм витаминно-железодефицитной анемии.
  2. В целом ряде регионов поливитаминный дефицит сочетается с недостаточным поступлением кальция, йода, селена, фтора и ряда других макро- и микроэлементов.
  3. Дефицит микронутриентов выявляется не у какой-то ограниченной категории детей, а является уделом практически всех групп детского населенияво всехрегионах страны.

Таким образом, недостаточное потребление микронутриентов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, рост, развитие и жизнеспособность подрастающего поколения.

Роль витаминов и минеральных веществ в детском возрасте особенно велика, что связано с интенсивностью процессов роста, формирования организма ребенка, напряженностью обменных процессов в этот период. Этим определяется и значительно более высокая по сравнению со взрослыми потребность детей в этих незаменимых пищевых веществах в расчете на единицу массы тела. Так, если рекомендуемая норма потребления витамина С на 1 кг массы тела для взрослого человека составляет 1 мг, то для подростков 11-14 лет она равна 1,5 мг, для детей 7-10 лет – 2,0 мг, 4-6 лет – 2,5 мг, от 1 года до 3 лет – 3,5 мг, а первых месяцев жизни – 10 мг, т.е. в 10 раз (!) больше, чем у взрослого человека (см.табл.1 и 2).

Недостаточное потребление витаминов в детском и юношеском возрасте самым отрицательным образом сказывается на здоровье, физическом развитии, заболеваемости, способствует возникновению обменных нарушений, хронических заболеваний и в конечном итоге препятствует формированию здорового поколения.

Недостаточное потребление витаминов снижает активность иммунной системы, повышает частоту и усиливает тяжесть респираторных и желудочно-кишечных заболеваний. По данным отечественных исследователей, недостаток аскорбиновой кислоты у школьников в 2 раза снижает способность лейкоцитов уничтожать попавшие в организм болезнетворные микробы, в результате чего частота острых респираторных заболеваний увеличивается на 26-40%.

Недостаток витаминов, особенно выраженный в зимнее время напряженных учебных занятий и весенний предэкзаменационный и экзаменационный периоды, снижает работоспособность, внимание, сосредоточенность учащихся, оказывается фактором, существенно ухудшающим успеваемость. По данным кафедры физиологии и биохимии медицинского факультета Вильнюсского государственного университета, относительная доля неуспевающих учеников среди детей с низким уровнем обеспеченности аскорбиновой кислотой значительно выше, чем среди детей, хорошо обеспеченных этим витамином. Сходные данные получены Московским НИИ гигиены при обследовании учащихся школ-интернатов в Москве.

Гиповитаминозный фон, характерный для большого числа здоровых детей, усугубляется при любых заболеваниях, особенно при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени и почек, при которых имеет место нарушение всасывания и утилизации витаминов. Лекарственная терапия, антибиотики, различные ограничения диеты, хирургические вмешательства, нервные переживания, стресс — вносят дополнительный вклад в углубление гиповитаминозов. Практически каждый больной ребенок, если он не получает дополнительно витамины, — это гиповитаминозный больной.

Подтверждением этому служат результаты выполненных лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН в 1991-1996 гг. исследований витаминного статуса детей различного возраста, находящихся на лечении в стационарах по поводу инсулинзависимого сахарного диабета, целиакии, задержек психического развития, фенилкетонурии (табл.3).

Нарушая обмен веществ, ослабляя организм, витаминный дефицит усугубляет течение любых болезней, препятствует их успешному лечению, снижает эффективность профилактических и лечебных мероприятий, осложняет исход хирургических вмешательств, течение послеоперационного периода.

О каком успешном лечебном процессе может идти речь, если при обследовании детей в больницах Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других городов дефицит витамина С обнаруживается у 60-70%, В1 у 40-45%, В2у 50-60%, Е у 40-60% больных.

Не менее чем дефицит витаминов опасно и сочетающееся с ним недостаточное потребление ряда макро- и микроэлементов.

Недостаточное потребление кальция, особенно в сочетании с дефицитом витаминов D, С и группы В, необходимых для его усвоения, резко повышается риск и тяжесть рахитических изменений, препятствует достижению оптимальной массы и плотности скелета в юношеском возрасте, что предопределяет последующее развитие остеопороза во взрослом и пожилом состоянии.

Дефицит йода является причиной низкорослости, глухонемоты, нарушений умственного развития и эндемического зоба у детей с риском последующего перехода в рак щитовидной железы.

Дефицит железа, часто сочетающийся с недостаточным потреблением необходимых для его усвоения витаминов С и группы В, обуславливает широкое распространение скрытых (латентных) и явных форм анемии (малокровия), мышечной слабости, повышенной заболеваемости, отставания в физическом и психическом развитии детей.

Избыточное потребление поваренной соли (хлорида натрия) увеличивает нагрузку на сердце и почки ребенка, предрасполагает к развитию в дальнейшем сердечно-сосудистых нарушений, гипертензии, рака прямой кишки.

Широкое распространение полигиповитаминозных состояний, их неблагоприятные последствия для здоровья молодого поколения диктуют настоятельную необходимость принятия широкомасштабных мер по профилактике дефицита микронутриентов у детей как в домашних условиях, так и в дошкольных, школьных и детских лечебно-профилактических учреждениях.

Содержание витаминов в крови больных детей (инсулиннезависимый сахарный диабет, целиакия, фенилкетонурия, нарушения психического развития), обследованных в 1991-96 г. в г. Москве, Нижнем Новгороде и Красноярске.

Больные дети

Количество детей с уровнем ниже нормы, %

Витамины незаменимы в питании детей. Они регулируют обмен веществ, повышают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Без витаминов полностью не усваивается пища, печень не может выполнять свою защитную функцию, нарушаются процессы кроветворения.

Витамины имеют высокую биологическую активность и поэтому необходимы организму в небольших количествах — от микрограммов до нескольких миллиграммов в день.

Витамины не образуются в организме человека, лишь отдельные из них могут синтезироваться, но в недостаточном количестве. Поэтому они должны поступать в основном с пищей или в виде поливитаминных препаратов в тех случаях, когда питание включает недостаточное их количество.

поступает в организм человека в основном с продуктами растительного происхождения — шиповник, чёрная смородина, фрукты, овощи, зелень. Этот витамин принимает участие в окислительно-восстановительных реакциях организма, его активность тесно связана с обменом белков.

поступает в организм с бобовыми, крупами, хлебом, особенно ржаным, творогом, яйцами, печенью, мясом, богаты им и пекарские дрожжи. Он участвует в углеводном, белковом, азотистом и жировом обмене. Недостаток этого витамина вызывает нарушения функций ряда систем — прежде всего, нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной.

широко распространён в природе и поступает в организм с крупами, творогом, сметаной, молоком, печенью. Он участвует в обмене белков, углеводов и жиров, в связи с чем при преимущественно углеводистом или обильном жировом питании необходимость в нём повышается в несколько раз. Недостаток рибофлавина сказывается на функции органов пищеварения, особенно печени и желудочной секреции, приводит к нарушению процессов гемопоэза, роста, ухудшению функции органа зрения.

содержатся в крупах, хлебе, бобовых, мясе, печени. Недостаточное их поступление вызывает нарушения деятельности нервной системы, кроветворения, снижает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Большую роль играют биофлавоноиды (полифенолы) (витамин Р), флавононы, флафонолы, антоцианы, лейкоантоцианы, катехины,

которые образуют комплексы с радионуклидами и выводят их из организма. Кроме того, эти вещества укрепляют стенки сосудов, обладают противовоспалительным, гиполипидемическим и гипотензивным действием. Этими веществами богаты ягоды и плоды черноплодной рябины, чёрной смородины, черники, облепихи, вишни, боярышника, сливы, клюквы, винограда, яблок, брусники, а также чайный лист, мята, крапива.

оказывает регулирующее действие на обмен фосфора и кальция в организме, способствуя превращению органического фосфора тканей в неорганический; улучшает образование костной ткани, стимулирует рост.

Богаты витамином D некоторые сорта морских рыб, треска и др., а также печёночный рыбий жир. Его провитамины — стерины — содержатся в растительных продуктах и могут в организме человека переходить в витамин D под воздействием ультрафиолетовых лучей.

содержится в печени животных и рыб, в сливочном масле, желтках яиц, сливках. Бета-каротин (провитамин А) присутствует в растительных продуктах, которые имеют красную, оранжевую, жёлтую и зелёную окраску (морковь, томаты, красный перец, шпинат, зелёный лук и др.). В присутствии жиров в организме человека из каротина синтезируется витамин А. Кроме участия в процессах роста и обновления всех тканей организма бета-каротин обладает радиозащитным и противоопухолевым воздействием.

тесно связан с состоянием и функцией биологических мембран. Он относится к внутриклеточным антиоксидантам. Витамин Е участвует в обмене белков, нормализует мышечную деятельность, состояние эндокринных систем (половых желёз, гипофиза, надпочечников, щитовидной железы). Богаты витамином Е растительные масла, зародыши злаков, зелёные овощи, яйца, печень.

ВИТАМИНЫ – биологически активные вещества, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Они являются регуляторами обменных процессов, повышают сопротивляемость организма, тесно связаны с процессами роста и развития, участвуют в процессах кроветворения и окислительных реакциях организма

Витамины не синтезируются в организме и поэтому должны поступать в организм с пищей. Детям требуется на 1 кг веса тела больше витаминов, чем взрослым, в связи с более интенсивными процессами роста и обмена веществ. При недостаточном их поступлении могут возникнуть так называемые явления гиповитаминоза (при отсутствии отдельных витаминов) или авитаминоза (сниженное их поступлении).

Общими признаками гиповитаминоза являются сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, снижение сопротивляемости к заболеваниям. Витамин «А» (ретинол) – принимает участие в синтезе белка, обмене липидов, тесно связан с процессами нормального роста детей, повышает устойчивость организма к инфекциям, оказывает влияние на состояние кожных покровов, слизистых оболочек, участвует в образовании зрительного пигмента.

При недостаточном поступлении в организм витамина «А» понижается сопротивляемость к заболеваниям, замедляется рост, отмечается сухость кожи и слизистых, снижается зрение.

Содержится витамин «А» в основном в продуктах животного происхождения: рыбьем жире, печени, яйцах, сливочном масле, сливках, сметане, молоке, сельди.

Растения тоже содержат провитамин «А» (каротин, который в стенках кишечника человека превращается в необходимый витамин «А» и накапливается в печени.

Каротин имеет оранжево-красный цвет. Хотя в зеленой траве его окраска незаметна.

Главные источники каротина: морковь, салат, томаты, шиповник, облепиха, абрикосы, черника, щавель, рябина, смородина, листья одуванчика, липы, свеклы, гороха, подорожника, крапивы и т. д. Минимальная доза витамина «А» — 1 мг в сутки, а каротина – 2 мг.

Витамин «С» — (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, белковом, углеводном и минеральном обменах, активизирует действие некоторых ферментов и желез внутренней секреции. Играет роль в биосинтезе стероидных гормонов, способствует росту тканей и клеток, повышает выносливость организма к различным воздействиям внешней среды и инфекционным заболеваниям и простудам. Суточная потребность в витамине «С» составляет 50-100 мг

При недостаточном поступлении витамина «С» возникает вялость, недомогание, сонливость, повышенная ломкость сосудов и склонность к кровоточивости, появляется предрасположенность к развитию заболеваний

Витамин «С» широко распространен в природе и содержится в основном в продуктах растительного происхождения – ягодах, фруктах, овощах, зелени.

К пищевым продуктам, содержащим очень высокое количество витамина относятся: шиповник, черная смородина, сладкий перец, капуста цветная, капуста краснокочанная, клубника, ягоды рябины, крыжовник, лук зеленый (перо), цитрусовые, яблоки антоновские, зеленый горошек, томаты красные, малина, брусника, редис, картофель, морковь, свекла, огурцы, виноград, клюква.

Из продуктов животного происхождения достаточное количество витамина «С» содержится в печени.

Витамин «Р» — повышает усвоение и накопление витамина «С» в тканях, увеличивает резистентность капилляров, уменьшает их хрупкость и проницаемость. Суточная потребность в витамине «Р» — 50 мг.

Содержится витамин «Р» в тех же продуктах, что и витамин «С».

Хорошим источником витамина «Р» является чай, клюква, черника, брусника, слива.

Витамин «Д» — регулирует обмен кальция и фосфора в организме, стимулирует рост костной ткани. При недостатке витамина «Д» возникают симптомы рахита (нарушается образование костной ткани), наблюдается деформация костей вследствие снижения содержания в них веществ, вялость, снижается мышечный тонус, возникает потливость, раздражительность.

Содержится витамин «Д» в продуктах животного происхождения: сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени, особенно печени трески, рыбьем жире, некоторых сортах рыбы — палтус, лосось, тунец и др.

Витамин «Д» может образовываться в коже ребенка под влиянием солнечных лучей.

Витамины группы «В» — относятся к группе витаминов – растворимые в воде. Из этой группы витаминов важен витамин «В 1» (тиамин), который способствует нормальной деятельности центральной и периферической нервной систем.

Содержится витамин «В 1» в мясе (говядине, свинине), яйце, молоке, а также в хлебе грубого помола (ржаном, пшеничном), горохе, фасоли, овсяной и гречневой крупах.

Витамин «В 2» (рибофлавин) — этот витамин повышает усвояемость пищи, принимает большое участие в регуляции функции желудочно-кишечного тракта, влияет на остроту зрения.

При его недостатке возникают кожные заболевания, появляются трещины в углах рта, отмечаются нарушения деятельности центральной нервной системы, проявляющиеся быстрой утомляемостью, понижении жизненного тонуса.

Содержится витамин «В 2» – в молоке, молочных продуктах (твороге, сыре), яйцах, дрожжах, стручках бобовых растений, цветной капусте, зеленом луке, перце. Витамин «В 6» (пиридоксин) – принимает активное участие в обмене веществ, оказывает влияние на нервную систему. При его недостатке наблюдается раздражительность, слабость, снижение аппетита, кожные поражения.

Витамин «В 12» (цианокобаламин, или фолиевая кислота) – необходим для нормального кроветворения, оказывает большое влияние на белковый обмен, играет роль в углеводном обмене. При недостатке витамина «В 12» наблюдается малокровие, появляются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта.

Содержится витамин «В 12» в мясе, субпродуктах, яичном желтке, молоке, сыре, говяжьей печени.

Витамин «РР» (ниацин, или никотиновая кислота) участвует в процессах клеточного обмена, регулирует сосудистый тонус, оказывает влияние на кроветворение.

При недостатке витамина «РР» возникают нарушения со стороны желудочно – кишечного тракта, воспалительные изменения на коже, поражаются слизистые оболочки полости рта и языка, нарушается нервная система (раздражительность, беспокойство, бессонница, полиневриты)

Содержится витамин «РР» – в мясе, рыбе, почках, печени, сердце, дрожжах, грибах, хлебе, картофеле, гречневой крупе.

Витамин «Е» (токоферол)- участвует в обмене белков, жиров, оказывает влияние на окислительно- восстановительные процессы в организме, играет важную роль в деятельности нервной системы, поддерживает нормальную проницаемость капилляров. При недостатке витамина «Е» наблюдается мышечная слабость, малокровие, вялость, нарушение функции половых желез.

Содержится витамин «Е» в растительных маслах (подсолнечное, оливковое); в зеленых частях растений, салате, шпинате, капусте, зеленом горошке, а также пшенице, овсе; из мясных продуктов — печени, яйцах.

%D0%9D%D0%B0%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%B5%D1%82

%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0

%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0

%D0%92%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%85%20%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD

источник