Меню
>

Химические опыты с витамином а

Обнаружение витаминов . Анализ лекарственных препаратов.
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

определение витамина А, В, С в продуктах питания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Классный час на тему : « Обнаружение витаминов». « Анализ лекарственных препаратов»

  1. Определение витамина А в подсолнечном масле.
  1. Определение витамина С в яблочном соке.
  1. Определение витамина Д в рыбьем жире, курином желтке.
  1. Анализ лекарств. препаратов, производных салициловой кислоты

Цель работы: Вспомнить из курса 10 класса общее представление о витаминах, повторить классификацию витаминов. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека. Дать понятие о авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

Оборудование и реактивы: коллекция витаминных препаратов , аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl 3- 1%, крахмальный клейстер, 5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи ( Na OH).

Тип урока: Внеклассное мероприятие (обобщение и повторение курса 10 класса.)

Метод урока : рассказ- беседа , исследовательская работа

Знать: Классификацию витаминов, основные формулы водо- и жирорастворимых витаминов витаминов, понятие о авитаминозе и гиповитаминозе.

Уметь: Определять содержание витамина А в подсолнечном масле,

Определять содержание витамина С в соке яблок, витамина Д в рыбьем жире, проводить анализ лекарственных препаратов.

Определение витамина А в подсолнечном масле

Для выполнения работы необходимо взять несколько сортов растительного масла.

Выберите главного химика и дайте название команде.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавте 2-3 капли 1 % — ного раствора Fe CL3 ( хлорид железа – 3 ). При наличии витамина А появится ярко – зеленое окрашивание.

Витамин А ( ретинол ) суточная потребность 0,5- 2,5 мг.

При его недостатке ухудшается зрение, замедляется рост молодого организма, особенно костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительной системы.

Определение витамина С в яблочном соке

Для выполнения работы вам необходимо взять несколько сортов яблочного сока и яблоко.

Выберите главного химика и даите название команде .

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавте воды 8 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера ( 1 г крахмала на стакан воды.) Далее по каплям добавляйте 5 % — ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника определения основана на том , что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля окрасит раствор в синий цвет.

Витамин С( аскорбиновая кислота). Суточная потребность 50- 100 мг. Участвует в окислительно- восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма.

Он единственный связан с белковым обменом. Мало аскорбиновой кислоты- нужно много белка. Напротив ,при хорошей обеспеченности аскорбиновой кислотой можно обойтись минимальным количеством белка. Для предупреждения С- авитаминоза требуется 20 мг в сутки. Чтобы бороться с витаминной недостаточностью, необходимо повысить содержание свежих овощей и фруктв в пищевом рационе.

(шиповник -1200 мг, смородина -200 мг).

Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

Для выполнения работы вам необходимо взять рыбий жир и куриный желток.

Выберите главного химика и дайте название команде.

В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома при наличии витамина D появляется зеленовато- голубое окрашивание.

Витамин D ( кальциферол). Суточная потребность 2,5- 10 мкг. Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей , зубов. Отсутствие приводит к развитию рахита у детей и размягчению костей ( остеопороз) у взрослых. Кальциферол содержится в рыбьем жире-125 мкг, печени трески- 100 мкг говяжей печени 2, 5 мкг. Витамин D почти не разрушается при кулинарной обработке.

Анализ лекарственных препаратов , производных салициловой кислоты .

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин, салол.

Выберите главного химика и дайте название группе.

  1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?
  2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки дот полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.
  3. Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавте по 2-3 мл разбавленного раствора Na OH. Изменилась ли растворимость веществ?
  4. Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается? Запишите записи в лабораторный журнал.

Определение витамина А в подсолнечном масле

Растительное масло, 1%- раствор Fe Cl 3

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавте 2-3 капли 1 % — ного раствора Fe CL3 ( хлорид железа – 3 ).

В домашнем растительном масле появляется зеленое окрашивание .

В масле торговой марки « Подсолнышко « зеленого окрашивания не наблюдается.

В масле торговой марки « Олейна» наблюдается окрашивание раствора.

Необходимо употреблять в пищу , и полезнее масла под торговой маркой « Олейна « и домашнее.

Сок торговой марки « Приве», и «Джей севен», крахмальный клейстер, 5% раствор йода

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавте воды 8 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера ( 1 г крахмала на стакан воды.) Далее по каплям добавляйте 5 % — ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с.

В соке торговой маркой « Джей севен « не наблюдается изменение окраски раствора .

В соке торговой марки « Привет « наблюдается интенсивное изменение окраски раствора.

В соке « Привет « наибольшее содержание витамина С, а « Джей севен « незначительное количество .

Рыбий жир, куриное яйцо, раствор брома.

В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома при наличии витамина D появляется зеленовато- голубое окрашивание.

Наблюдали зеленовато-голубое окрашивание раствора.

Куриное яйцо содержит витамин Д, что свидетельствует о качественном и полезном продукте.

Здраствуйте ,ребята ! Сегодня наше внеклассное мероприятие мы посвятим повторению изученного в 10 классе, а именно витаминам и лекарственным препаратам. Вы выступите в роли лаборанта, аналитика, химика и проанализируете содержание витаминов в различных продуктах. Сделаете выводы из проделанных опытов.

Для этого у вас на предметных столиках находятся все необходимые реактивы и продукты. Сейчас вы разделитесь на группы по 4 человека. Каждой группе необходимо придумать название. Выбрать главного химика. Провести эксперимент по определению содержания витамина ( у каждого свой ) и изложить наблюдаемые явления и выводы. Но прежде чем приступим к выполнению анализа даваите вспомним: что такое витамины ?

Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.

Как делят витамины по растворимости в воде и жирах? Водорастворимые и жирорастворимые.

Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов описываются лекарственные средства растительного происхождения ( касторовое масло). Великий древнегреческий врач Гиппократ искал причины болезней уже не в злых духах, а в окружающей среде, климате , образе жизни и питании. Молодцы ! Теперь приступаем к выполнению работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья про витаминные и минеральные препараты.

Целью данной работы является исследовать химические свойства, на примере содержания аскорбиновой кислоты, различных экстрактов растений в процессе их хранения.

Цели мастер-класса:- познакомить участников мастер – класса с путями интеграции химических и валеологических знаний в системе школьного химического образования-показать возможность создания и ре.

Статья «Современные лекарственные препараты на основе азотсодержащих соединений» рассчитана для учеников химико-биологических классов, медицинских лицеев, может быть использована для внеклассного меро.

Конспект внеклассного мероприятия в 11 классе на тему: «Лекарственные препараты».

В разработке описана методика проведения лабораторного химического анализа по установлению подлинности некоторых лекарственных препаратов, основанного на проведении качественного анализа.

Рассматриваются вопросы влияния БАД на жизнедеятельность человека.

источник

Лабораторная работа № 4 Качественные реакции на водорастворимые витамины

Опыт 1. Обнаружение витамина В1 (тиамин) в сером и белом хлебе.

Витамин Вi состоит из пиримидинового и тиазолового колец. Витамин Вi получил название тиамина, поскольку содержит серу и азот.

Тиаминпирофосфат (коферментная форма тиамина) синтезируется в печени путем прямого переноса пирофосфата от АТФ, а в других тканях – ТТФ (тиамин-трифосфат).

Тиаминпирофосфат участвует в окислительном декарбоксилировании а-кетокислот и в транскетолазной реакции, входя в состав ферментов, участвующих в углеводном обмене.

Недостаток витамина В1 в пище вызывает поражение периферической нервной системы, известное под названием «бери–бери». При этом накапливаются пировиноградная кислота и другие α — кетокислоты.

Читайте также:  Люмене коктейль витамин с отзывы

Для анализа берут водную вытяжку из серого и белого хлеба и готовят в пробирке диазореактив (в пробирке смешивают 0,5 мл 1% раствора сульфаниловой кислоты и 0,5 мл 5% раствора азотистокислого натрия, т. е. нитратом натрия).

сульфаниловая диазобензолсульфоновая кислота кислота

Затем диазобензолсульфоновая кислота реагирует в щелочной среде с тиамином с образованием окрашенного азосоединения:

тиами +   + H2O + NaOH R— N=N—R

+ N  N оранжево-красного цвета

Тиамин, реагируя в щелочной среде с диазореактивом, образует соединение красного цвета.

Порядок выполнения работы.

В две пробирки помещают по 0,5 мл диазореактива. Затем в первую пробирку добавляют 0,5 мл водной вытяжки из серого, а во вторую 0,5 мл водной вытяжки из белого хлеба. Содержимое пробирок перемешивают и в обе вносят по 0,3 — 0,5 мл 10% бикарбоната натрия.

Вывод: записать результаты опыта.

Опыт 2. Обнаружение витамина В6 (пиридоксин) в сером и белом хлебе.

Витамин В6 собирательное название производных 3-гидрокси-2-метилпиридинов. На самом деле представляет собой группу витаминов: пиридоксин, пиридоксаль и пиридоксамин, которые тесно связаны между собой и действуют совместно. В форме кофермента — пиридоксальфосфата (ПАЛФ) входит в состав т. н. пиридоксалевых ферментов, катализирующих переаминирование, декарбоксилирование и др. превращения аминокислот в организмах, а также в состав фосфорилазы гликогена. Синтезируются микроорганизмами, зелёными растениями, у жвачных и человека кишечной микрофлорой. Недостаток B6 вызывает анемию, дерматит и судороги.

Структурная формула витамина В6

R: пиридоксин (пиридоксол, адермин, I), пиридоксаль (II) и пиридоксамин (III)

В присутствии хлорного железа растворы, содержащие пиридоксин, приобретают красную окраску.

Порядок выполнения работы.

В одну пробирку помещают 1 мл водной вытяжки из серого хлеба, во вторую – 1 мл водной вытяжки из белого хлеба. В обе пробирки добавляют по 1-2 капли 5% раствора хлорного железа, встряхивают.

Вывод: записать результаты эксперимента.

Заключение по опытам 1 и 2: сравнив интенсивность окраски растворов, полученных при анализе водной вытяжки из серого и белого хлеба, установить, какой хлеб богаче витаминами В1 и В6.

Рибофлавин состоит из изоаллоксазинового ядра и спирта рибитола. Рибофлавин входит в состав простетической группы флавиновых ферментов – флавопротеидов в виде коферментов флавинадениндинуклеотида (ФАД) и флавинаденинмононуклеотида (ФМН). Флавопротеиды активируют реакции дегидрирования, т. е. отщепления протонов и электронов от субстратов. Они участвуют в окислении D-аминокислот, β-оксикетокислот, НАДН (Н+), в биологическом окислении и др.

Биологическое действие флавиновых ферментов связано с наличием в изоаллоксазиновом кольце двойных связей: флавиновый фермент отнимает от окисляемой молекулы два электрона, присоединяя их к азоту по месту двойных связей, и два протона.

При недостатке в организме витамина В2 могут возникнуть, например, катаракта (помутнение хрусталика) и другие заболевания.

Рибофловин, окисленный (жёлтый) Рибофловин, восстановленный (бесцветный)

Принцип метода. Окисленная форма витамина В2 представляет собой желтое флюоресцирующее в ультрафиолетовых лучах вещество. Реакция на витамин В2 основанная на способности его легко восстанавливаться; при этом раствор витамина В2, обладающий желтой окраской, приобретает сначала розовый цвет за счет образования промежуточных соединений, а затем обесцвечивается, так как восстановленная форма витамина В2 бесцветна.

источник

Исследовательская работа «Где содержится витамин С»

Светлана Жукова
Исследовательская работа «Где содержится витамин С»

Исследовательская работа на тему:

«Где содержится витамин С»

Аскорбиновая кислота (витамин С) играет в организме человека огромную роль. Она необходима для нормального развития соединительной ткани, процессов регенерации и заживления, устойчивости к различным видам стресса, укрепление иммунной системы и поддержания процессов кроветворения. Считается, что витамин С – злейший враг всех болезней, но в организме человека это жизненно важное вещество не синтезируется. Поэтому человек должен получать аскорбиновую кислоту с пищей.

Проверить наличие аскорбиновой кислоты в продуктах, которые мы часто употребляем в пищу.

Объект исследования:

Пищевые продукты: овощи, соки, фрукты.

Метод исследования: наблюдения, эксперименты.

Гипотеза: Не все продукты богаты содержанием витамина С, поэтому для укрепления иммунитета человека необходимо употреблять в пищу те продукты питания, которые содержат много витамина С.

1. Экспериментальным путем установить содержится ли витамин С в овощах, соках и фруктах.

2. Выявить самый богатый витамином С : овощ, сок и фрукт.

3. Составить таблицы и предоставить фотографии, отражающие проведенные опыты.

4. Сделать выводы о содержании аскорбиновой кислоты в различных пищевых продуктах, которые входят в наш повседневный рацион.

Организм «не умеет» самостоятельно синтезировать витамины или же производит их слишком мало и потому должен получать их в готовом виде вместе с пищей.

Витамин С обладает мощным противовоспалительным действием, положительно влияет на кожные покровы, способствует укреплению кровеносных сосудов, способствует восстановлению повреждённых тканей. Главная функция витамина С — это укрепление иммунной системы.

Аскорбиновая кислота образуется почти во всех растениях и животных. Наиболее богаты аскорбиновой кислотой плоды киви, шиповника, красного перца, цитрусовых, чёрной смородины, лук, томаты, листовые овощи (например, салат и капуста).

Методика проведения исследования.

Приготовить вытяжку из разных продуктов: для этого растереть мякоть с речным песком в ступке и залить водой. Через 10 мин смесь отфильтровать и провести серию опытов.

Вначале сделать контрольный опыт с чистой аскорбиновой кислотой (купленной в аптеке) для того, чтобы сравнивать интенсивность окраски растворов. Обесцвечивание раствора индикаторов (раствора йода) указывает на присутствие аскорбиновой кислоты. ….

Если окраска только бледнеет, то кислоты в данном продукте мало. Если окраска не меняется, то аскорбиновой кислоты в данном продукте питания или очень мало, или совсем нет.

Ход эксперимента:

Определение содержания витамина С в овощах.

1. Взять овощи: чеснок, лук, капуста, картофель, морковь.

2. Приготовить вытяжки их этих продуктов.

3. Готовые вытяжки овощей налить в пронумерованные пробирки.

4. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке №1 (чеснок)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается

В пробирке №2 (лук)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается

В пробирке №3 (капуста)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается

В пробирке №4 (картофель)— окраска раствора индикатора (йода) бледнеет

В пробирке №5 (морковь)— окраска не меняется.

Вывод: окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается в пробирках№1,№2,№3 — значит в чесноке, луке и капусте содержится витамин С, окраска раствора индикатора (йода) бледнеет в пробирке №4- значит в картофеле незначительное количество витамина С, в пробирке №5 окрашивание отсутствует- значит морковь витамин С не содержит.

Сравнить в каком овоще наибольшее содержание витамина С.

1. Приготовленные вытяжки овощей налить в пронумерованные пробирки.

2. Подсчитать сколько капель раствора йода уйдет для получения синей неисчезающей окраски.

3. Сравнить количество капель йода в каждой пробирке.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке №1 (чеснок) – неисчезающая окраска появилась после 7 капель йода.

В пробирке №2 (лук) – неисчезающая окраска появилась после 10 капель йода.

В пробирке №3 (капуста) – неисчезающая окраска появилась после 6 капель йода.

Значит, в пробирке №2 с луком содержится больше витамина С, так как ушло наибольшее количество капель йода на окисление аскорбиновой кислоты.

Определение содержания витамина С в соках.

1. Взять соки: апельсиновый, яблочный, томатный.

2. Разлить соки в пронумерованные пробирки.

3. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке №1 (яблочный сок)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.

В пробирке №2 (томатный сок)— окраска раствора индикатора (йода) бледнеет.

В пробирке №3 (апельсиновый сок)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается.

Значит, в пробирке №1 (яблочный сок)витамина С нет в пробирке №2 (томатный сок) содержание витамина С не значительное, в пробирке №3 (апельсиновый сок) содержится витамин С,

Сравнить где больше содержится витамина С: в свежевыжатом или купленном соке.

1. Приготовить свежевыжатый сок.

2. В пронумерованные пробирки налить магазинный и свежевыжатый соки.

3. Сравнить количество капель йода в каждой пробирке.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке №4 (купленный апельсиновый сок)— неисчезающая окраска появилась после 7 капель йода.

В пробирке №5 (свежевыжатый апельсиновый сок)— неисчезающая окраска появилась после 15 капель йода.

Значит, в пробирке №5 (свежевыжатый апельсиновый сок) содержится больше витамина С, так как ушло наибольшее количество капель йода на окисление аскорбиновой кислоты.

Читайте также:  Витамины и минеральные вещества их значение для детей

3. Эксперименты с фруктами:

Определение содержания витамина С в фруктах.

1. Взять фрукты: апельсин, банан, лимон, яблоко, грушу.

2. Приготовить вытяжки их этих продуктов.

3. Готовые вытяжки фруктов налить в пронумерованные пробирки.

4. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке №1 (апельсин)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается.

В пробирке №2 (банан)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.

В пробирке №3 (лимон)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается.

В пробирке №4 (яблоко)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.

В пробирке №5 (груша)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.

Значит, в пробирке №1 (апельсин) и №3 (лимон) содержится витамин С, в пробирке №2 (банан, №4 (яблоко, №5 (груша) содержание витамина С не обнаружено.

Сравнить в каком фрукте наибольшее содержание витамина С.

1. Приготовленные вытяжки фруктов налить в пронумерованные пробирки.

2. Подсчитать сколько капель раствора йода уйдет для получения синей неисчезающей окраски.

3. Сравнить количество капель йода в каждой пробирке.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке № 1 (апельсин)— неисчезающая окраска появилась после 7 капель йода.

В пробирке №2 (лимон)— неисчезающая окраска появилась после 15 капель йода.

Значит, в пробирке №2 (лимон) содержится больше витамина С, так как ушло наибольшее количество капель йода на окисление аскорбиновой кислоты.

Экспериментально мы изучили, где содержится аскорбиновая кислота и доказали выдвинутую нами гипотезу, что витамин С содержится не во всех продуктах.

Самым богатым содержанием витамина С из овощей обладает лук…

Свежевыжатые соки богаче витамином С, чем соки купленные в магазине…

Из фруктов самым богатым- считается лимон, в нем содержится самое большое количество витамина С.

Лимон обладает целым рядом свойств: тонизирующим, антисептическим, бактерицидным, общеукрепляющим, восстанавливающим, отбеливающим, ароматизирующим. Ни одно растение не может соперничать по своим целебным свойствам и волшебной силе с лимоном.

Попробуйте начинать день с чашки тёплой воды с лимонным соком, т. к. он бодрит и повышает иммунитет. Запах лимона способен повысить работоспособность, снизить сонливость. Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы.

Аскорбиновая кислота играет фундаментальную биохимическую и физиологическую роль. Она не синтезируется в организме человека и поступает только с пищей. Поэтому мы считаем, что необходимо ежедневно потреблять продукты, богатые витамином С.

Исследовательская работа «Баба-яга: добро или зло?» Отдел образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома Липнишковский детский сад-средняя школа БАБА ЯГА: ДОБРО ИЛИ ЗЛО?.

Исследовательская работа «Мои знаменитые земляки» Муниципальное общеобразовательное учреждение Инзенская начальная общеобразовательная школа Ульяновской области ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

Исследовательская работа «Сказка ложь, да в ней намек!» 1. Здравствуйте уважаемые члены жюри! Я, Шевцова Екатерина 2 Воспитанница подготовительной группы, детского сада № 27 «Радуга»с. Хороль.

Исследовательская работа «По дороге с облаками» Исследовательская работа По дороге с облаками Исполнитель: Фармагей Антон Николаевич Руководитель: Бабичева Елена Леонидовна МАДОУ «Волшебница»,.

Исследовательская работа «Стражи времени» Саратовская область г. Аткарск МДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» Исследовательская работа «Стражи времени» Воспитанник.

Исследовательская работа «Загадки воздушных шаров» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН. Исследовательская.

Исследовательская работа «Вредна ли пыль?» Моя мама очень любит чистоту, она часто наводит порядок в квартире. Почему – то, как только мама начинает протирать пыль, я начинаю чихать.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Научно-исследовательская работа «Уход за черепахой» (1 слайд)Здравствуйте! Меня зовут Батраченко Артём. Мне 6 лет. Я посещаю Каменский детский сад, подготовительную группу. Сегодня я хотел.

Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.

источник

Витамин C

Определите, сколько в соке витамина C!

Сделайте этот эксперимент дома

Этот эксперимент входит в набор Химия напитков, как и томатный сок. Подпишитесь и получите всё, что понадобится для проведения этого эксперимента дома.

Безопасность

  • Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.
  • Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.
  • Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 12 лет.
  • Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.
  • Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.
  • Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.
  • Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.
  • Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.
  • В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае проглатывания промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.
  • В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.
  • В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.
  • В случае травм всегда обращайтесь к врачу.
  • Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.
  • Данный набор опытов предназначен только для детей 12 лет и старше.
  • Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.
  • Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.
  • Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.
  • Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.

Часто задаваемые вопросы

Как рассчитать содержание витамина С в соке?

Для тех, кому не терпится узнать ответ, сразу приведём формулу:

В 100 мл сока содержится 3.3мг *(количество капель)=X мг витамина С.

Если же вам стало интересно, откуда появилось число «3.3», ниже приведены расчёты. Они будут непростыми. Готовы? Поехали!

Концентрация раствора йода составляет 0.05 моль на литр. В одном миллилитре содержится 0.05/1000= 0.00005 моль йода. 1 мл вмещает примерно 33 капли. Значит, в 1 капле содержится 0.00005/33=0.0000015 моль или 0.0015 ммоль йода.

Йод реагирует с витамином С (аскорбиновой кислотой) в соотношении 1:1, т.е. одна капля йода реагирует с 0.0015 ммоль кислоты. Молярная масса кислоты =176 г/моль. Отсюда масса аскорбиновой кислоты = 0.0015 ммоль*176 г/моль =0.27мг.

Обычно содержание питательных веществ в продуктах приводится на 100 мл объёма. Объём пробы составляет 8 мл, т.е. полученное нами число надо умножить на 100/8=12.5. Получается 0.27мг*12.5=3.3мг.

Итоговая формула: в 100 мл сока содержится 3.3мг *(количество капель)=X мг витамина С.

Пипетка забилась натёртым картофелем, и я не могу набрать раствор.

Промойте пипетку под проточной водой и удалите засор. Когда будете отбирать раствор снова, немного наклоните стакан, чтобы избежать повторного всасывания картофеля. Если в пипетку всё же попали маленькие частички – ничего страшного, проведению опыта это не навредит.

Для чего мы готовили второй образец?

При титровании раствора очень важно иметь под рукой исходный образец, с которым анализируемая проба будет сравниваться после добавления каждой капли. Дело в том, что при монотонной работе глаз быстро теряет чувствительность к изменениям цвета – другими словами, «замыливается». Чтобы не упустить «конечную точку титрования», после каждой добавленной капли йода перемешивайте содержимое стаканчика и сравнивайте его по цвету с раствором в пробирке (исходным образцом). Когда раствор в стаканчике станет грязно-зелёным, запишите количество добавленных капель.

Читайте также:  Признаки авитаминоза по каждому витамину

Что делать, если цвет сока резко поменялся, и я не успел посчитать точное количество капель?

Приготовьте новую пробу: возьмите чистую пробирку и отмерьте ей цитрусовый сок. Перелейте его в новый стаканчик. Продолжайте опыт с шага 7. На этот раз тщательно перемешивайте содержимое стаканчика после каждой добавленной капли и не забывайте сравнивать цвет исследуемого раствора с образцом в пробирке.

Другие эксперименты

Пошаговая инструкция

Измельчите на тёрке сырой очищенный картофель. Переложите в стеклянный стакан получившееся «пюре» до нижней отметки «50».

Наберите в стакан холодной воды до нижней отметки «50».

Наполните пробирку цитрусовым соком.

Перелейте сок из пробирки в пластиковый стаканчик.

Приготовьте образец для сравнения: снова наполните пробирку цитрусовым соком.

Закройте пробирку крышкой.

Отмерьте пипеткой 1 мл жидкости из стеклянного стакана.

Вылейте содержимое пипетки в пластиковый стаканчик с соком.

Добавьте в стаканчик 1 каплю 0.05М раствора йода.

Перемешайте смесь, покачивая стакан.

Сравните содержимое стаканчика и пробирки: если после добавления раствора йода I2 цвет жидкостей остался одинаковым, повторяйте шаги 9–11. Внимательно считайте, сколько раз вы добавляли йодный раствор!

Когда цвет раствора в стаканчике изменится на грязно-зелёный, запишите число добавленных капель I2 и завершите эксперимент.

Утилизация

Утилизируйте твёрдые отходы эксперимента вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте её водой.

Что произошло

Как определить содержание витамина С в соке?

Постарайтесь предельно внимательно посчитать количество капель, понадобившихся для изменения цвета раствора. После этого полученное число нужно умножить на 3,3 (этот множитель был вычислен нами специально для этого опыта и подходит для расчетов только при строгом следовании инструкции к эксперименту). Так вы и определите количество миллиграммов витамина C в 100 мл сока.

Проведённый эксперимент является непростым. Это – самое настоящее количественное определение вещества методом титрования. Смысл титрования состоит в том, что реагент известной концентрации (в нашем случае это раствор йода) по каплям добавляется к реагенту неизвестной концентрации (витамин C в соке) до прекращения химической реакции. Чтобы определить момент прекращения реакции, в раствор анализируемого вещества очень часто добавляют индикатор, изменяющий цвет в этой точке (мы использовали крахмал из картофеля).

Специально для того чтобы провести точный расчет концентрации витамина С, мы произвели все необходимые вычисления. Мы учли количество йода в каждой добавляемой капле, объем пробы сока и то, что одна молекула йода реагирует с одной молекулой аскорбиновой кислоты. В результате и было получено магическое число «3,3», на которое мы рекомендуем умножить количество «потраченных» капель йода и определить таким образом точное количество витамина С в соке.

Вы можете получить это число самостоятельно. Концентрация I2 указана на баночке с раствором (0,05 М, т.е. 0,05 моль йода в 1 литре, т.е. 1 000 мл раствора). Молярная масса витамина С равна 176 г/моль. Будем считать, что весь витамин С полностью прореагировал с йодом, причем на каждую молекулу йода по реакции расходуется одна молекула аскорбиновой кислоты (витамина С). Объем капли мы считаем равным 0,03 мл (значит, 1 мл – это целых 33 капель!). Присылайте свои расчеты на адрес support@melscience.com – мы с удовольствием их обсудим! Не забудьте указать в теме сообщения: «#витаминС». Успехов!

Зачем в эксперименте использовать картофель?

В картофеле содержится большое количество крахмала. Благодаря этому он не только питателен и сладковат на вкус в вареном виде, но и может стать участником нашего опыта!

Крахмал способен реагировать с йодом I2, который мы по каплям добавляем в сок. При этом образуется окрашенное в темно-синий цвет соединение. Вы можете это легко проверить, капнув раствор йода на сырой картофель: на коричневом «йодном» фоне практически сразу появятся темно-синие, почти черные пятна.

В эксперименте нам нужно точно определить, когда в растворе окажется свободный молекулярный йод I2. Он там может появиться, только когда закончится весь витамин C (он же – аскорбиновая кислота). Ведь йод достаточно быстро взаимодействует с витамином С, и после этого его уже нельзя будет обнаружить с помощью крахмала.

Но это взаимодействие (между йодом и аскорбиновой кислотой) происходит не мгновенно. Поэтому мы можем наблюдать изменение цвета при добавлении каждой капли йода. Однако йод образует с крахмалом достаточно неустойчивое соединение –клатрат, или соединение включения.

Объяснить это явление можно довольно просто. Крахмал – это достаточно большая молекула со сложной пространственной структурой. Она длинная и гибкая. Цепочки атомов переплетаются в молекуле крахмала, примерно как наушники запутываются в кармане. Когда таких переплетений становится много, они формируют канальцы и полости, в которые йод проникает подобно тому, как мы с вами можем пролезть сквозь ветки и кустарники на небольшую полянку в лесу. Там йод может оставаться достаточно долго. Однако, если предложить йоду более интересную альтернативу (например, реакцию с витамином С), он незамедлительно выберет именно ее.

В итоге йоду несложно покинуть такой «канал» ради того, чтобы вступить во взаимодействие с витамином С, и тогда синяя окраска вновь исчезает.

Для чего мы добавляем к соку йод?

Наверняка вы слышали, что в цитрусовом соке содержится витамин C – аскорбиновая кислота C6H8O6. Она является антиоксидантом, а это означает, что при попадании в организм окислителей аскорбиновая кислота принимает на себя их удар первой. В том числе и поэтому цитрусовые соки весьма полезны, если их пить в разумных количествах.

Йод I2 – тоже окислитель, а значит, аскорбиновая кислота может вступить с ним в реакцию. Это и происходит в нашем случае!

В цитрусовом соке при добавлении йода витамин C окисляется (то есть отдает свои электроны йоду):

Или же (с точки зрения йода):

Что же такое антиоксиданты? Это самые разные природные химические вещества, совершенно не похожие друг на друга по строению. Но зато у них есть общие отличительные свойства.

• Во-первых, они находятся в тканях тех или иных живых организмов (синтезируются внутри растений, животных и человека или же поступают в организм вместе с пищей).

• Во-вторых – участвуют в различных химических процессах, протекающих в ходе жизнедеятельности.

• В-третьих – легко вступают во взаимодействие с опасными для организма агрессивными окислителями, поступающими извне или образующимися в ходе естественных процессов.

Собственно, именно из-за свойства легко окисляться, принимая первый удар на себя, эти соединения и называются антиоксидантами (буквально: против окислителей). Самыми агрессивными и опасными окислителями в организме человека являются вещества, называемые свободными радикалами. В норме они образуются в процессе клеточного дыхания, а также под действием солнечного света. К нейтрализации таких опасных продуктов жизнедеятельности организм всегда готов. Но, помимо «штатных» свободных радикалов, в организм часто попадают чужеродные токсичные вещества, в ходе нейтрализации которых образуются «непредусмотренные» агрессивные радикалы. Витамин С и другие антиоксиданты способствуют «обезоруживанию» этих веществ.

Какие же вещества, помимо аскорбиновой кислоты, обладают антиоксидантными свойствами? Это некоторые витамины, например, токоферол (витамин Е), бета-каротин (витамин А) и близкие к нему по строению каротиноиды, содержащиеся в оранжевых и красных плодах. Близким родственником каротиноидов является и ликопин, придающий красный цвет помидорам и арбузам – он также обладает антиоксидантной активностью. Пигменты, окрашивающие цветки, плоды и листья некоторых растений в сиреневый, розовый, фиолетовый и синий цвета – антоцианы – также относятся к антиокислительным агентам. Для получения нужного количества антиоксидантов из пищи не стоит игнорировать овощи, зелень, ягоды и фрукты – старайтесь употреблять их в достаточных количествах.

Кстати, вместе с MEL Chemistry вы сможете ознакомиться с химическими свойствами таких антиоксидантов как «Антоцианы» и «Ликопин».

Подходят ли для эксперимента какие-то другие соки, кроме цитрусовых?

В этом опыте вам отлично подойдут апельсиновый, грейпфрутовый и лимонный соки. Но может быть, и какие-то другие? Конечно! Главное – чтобы в этом соке было достаточно витамина С и был хорошо виден синий цвет – сигнал того, что витамин С внутри закончился. Например, неплохо подходят персиковый или абрикосовый соки.

Чем следует руководствоваться при выборе сока (напитка) для эксперимента? Это вы сможете узнать в разделе «Развитие эксперимента».

Подпишитесь на наборы MEL Chemistry и проведите эти опыты у себя дома!

источник