Авитаминоз витамина А
Последнее обновление: 25.12.2019
Наступила весна, а вместе с ней напомнил о себе авитаминоз — это и не удивительно, так как организму в этот период особенно требуются витамины после долгой и изнуряющей зимы.
Одним из компонентов, в котором очень остро нуждается человек, является незаменимый витамин А. Это вещество не синтезируется в организме самостоятельно, оно поступает исключительно с пищей. Для многих людей нехватка витамина А характеризуется только ухудшением зрения, однако ретинол выполняет и множество других функций, и даже минимальный его недостаток может привести к авитаминозу и очень серьезным проблемам со здоровьем.
Зачем нам витамин А?
Витамин А выпускается в двух формах – каротина или провитамина А и полноценного витаминного комплекса, который принято называть ретинолом. В обоих вариантах это биологически активное вещество является жирорастворимым.
Основные функции витамина А – это:
- Нормализация окислительно-восстановительного баланса, путем устранения процессов окисления, что приводит к замедлению старения организма.
- Участие в иммунном ответе.
- Стимуляция работы клеток сетчатки глаз.
- Регулирует рост клеток.
Причины авитаминоза витамина А
Недостаток витамина А зачастую является прямым следствием недостатка в ежедневном рационе мяса, рыбы и свежих овощей и фруктов, который чаще всего отмечается в зимнее и весеннее времена года.
Основные причины А-авитаминоза – это:
- несбалансированный рацион;
- нарушение обмена веществ;
- период беременности и лактации;
- проблемы с восприятием или усвоением витаминов;
- прием препаратов, которые могут усложнить усвоение ретинола;
- употребление продуктов синтетического происхождения, как основных;
- наличие в организме ингибиторов витаминных комплексов;
- заболевания желудочно-кишечного тракта.
Симптомы авитаминоза витамина А
Ретинол отличается от большинства витаминных комплексов тем, что не накапливается в человеческом организме, из-за чего его дефицит становится заметен очень быстро. Одним из первых признаков появления недостатка витамина А является появление «куриной слепоты» (ухудшения зрения в сумерках). Больной жалуется на сухость слизистой глаз, ухудшается состояние кожи.
Другими симптомами недостатка витамина А являются:
- атрофия потовых и сальных желез;
- участки размягчения на роговице глаза;
- сухость, побледнение и шелушение кожных покровов;
- сниженная восприимчивость к световым лучам, за счет возникновения белесых пятен на конъюнктиве глаза;
- активизация инфекций мочеполовой, дыхательной систем человека и желудочно-кишечного тракта ввиду снижения иммунитета;
- частые дерматиты, гнойничковые состояния кожи;
- у детей проявляется в виде потери аппетита, анемическом синдроме и задержке физического развития.
Очень важно вовремя выявлять и предотвращать авитаминоз витамина А у детей, так как дефицит ретинола может привести к задержке роста и нарушении формирования костного аппарата. Игнорирование симптомов авитаминоза может закончиться для малыша очень серьезными проблемами со здоровьем.
Диагностика авитаминоза витамина А
Помните, диагностировать дефицит ретинола может только врач на основе внимательного обследования. Не следует самостоятельно ставить себе диагнозы и назначать лечение. При наличии описанных выше симптомов рекомендуется посетить дерматолога и окулиста для обследования кожи и осмотра глаз.
Все анализы и дальнейшие обследования могут назначаться только врачом для определения подробной симптоматики и точного выяснения причин авитаминоза.
Лечение авитаминоза
При недостатке ретинола специалисты рекомендуют:
- принимать пищу небольшими порциями 5-6 раз в сутки, как можно скорее нормализовать режим питания;
- включить в ежедневный рацион продукты содержащие витамин А – мясо, рыбу, морепродукты, морковь, сельдерей, укроп, шпинат и другие овощи и фрукты;
- принимать витамин А в таблетках, чтобы быстро купировать симптомы авитаминоза;
Сколько нужно употреблять витамина А в сутки?
В день организму требуется от 600 до 2800 мкг витамина А в зависимости от возраста, веса и состояния человека. Допустимая ежедневная порция этого вещества составляет 3000 мкг в сутки.
По мнению диетологов мужчинам следует употреблять 900 мкг витамина А в сутки, женщинам 800 мкг, детям от 4 до 8 лет — 400 мкг, малышам до трех лет — 300 мкг, младенцам от 6 до 12 месяцев 500 мкг, а новорожденным — 400.
При беременности суточная потребность в витамине возрастает до 2800 мкг. В период грудного вскармливания мамам также требуется обеспечить поступление 2800 мкг ретинола, так как новорожденный до полугода получает все биологически активные соединения из грудного молока.
Диета при авитаминозе витамина А
Самый большой процент содержания витамина А — в животной пище, например, в печени трески, жирной рыбе, морепродуктах, печени сельскохозяйственных животных и птиц, перепелином и курином яичном желтке.
Из этих продуктов можно готовить вкусные и питательные салаты, которые помогут не только предотвратить авитаминоз, но и улучшат настроение, подарят гастрономическое удовольствие.
Витамин А также содержится во фруктах и овощах ярко-зеленого и оранжевого цветов – моркови, тыкве, персиках, абрикосах, шпинате, авокадо и других.
Важно помнить, что для лучшего усвоения витамина А необходим токоферол, холин и жиры в малых дозах. Благодаря этим веществам происходит выработка желудочного сока, необходимого для синтеза витамина. Проще говоря, чтобы витамин А усваивался, следует делать овощные салаты с маслом или сметаной. Так все ценные вещества овощей и фруктов пойдут на пользу вашему организму.
Прием витаминов
Витамин А является жирорастворимым, это вещество накапливается и выводится из организма весьма медленно. Поэтому, при диагностировании А-авитаминоза быстро восполнить недостаток нужных веществ за счет органических продуктов достаточно сложно.
Чтобы быстро купировать симптомы авитаминоза врачи советуют принимать дополнительно ретинол.
Оптимальной формой усвоения витамина А являются капсулы. Однако перед применением любых витаминов следует проконсультироваться с врачом и придерживаться точных рекомендаций по приему витаминных комплексов, чтобы получить максимально устойчивый и быстрый эффект от них.
Как правило, ретинол в таблетках применяется два раза в день после приема пищи.
Взаимодействие витамина А с другими препаратами и витаминами
Витамин группы А рекомендуется употреблять совместно с витаминами Е, В и такими макроэлементами, как фосфор, калий, кальций, цинк.
Следует помнить, что не все витаминные комплексы, которые вы можете встретить в аптеках, будут содержать оптимальное для вашего организма соотношение микро и макроэлементов, поэтому к их выбору стоит отнестись очень внимательно и очень желательно перед их применением проконсультироваться со специалистом.
Также не стоит забывать, что при приеме витамина А запрещается употреблять алкоголь. Сочетание ретинола со спиртными напитками может привести к серьезным нарушениям в работе печени и другим заболеваниям. Врачи также не советуют применять медикаментозные слабительные средства, во избежание плохого усвоения ретинола.
Профилактика А-авитаминоза
Как известно, лучшее лечение любой болезни – это ее профилактика. Чтобы избежать дефицита витаминов, в первую очередь, обратите внимание на свое питание.
Фрукты, овощи, мясо, морепродукты, яйца – отдавайте предпочтение качественным свежим продуктам. Помните, при длительном хранении витамины в овощах и фруктах исчезают. Свежую зелень старайтесь употреблять сразу после срывания, готовить салаты из фруктов и овощей непосредственно перед употреблением, заправляя их соусами перед подачей на стол.
При весеннем авитаминозе очень полезно будет обогатить свой рацион свежевыжатыми соками из фруктов и овощей.
Надеемся, наши рекомендации по лечению и профилактики авитаминоза витамина А будут носить исключительно информационный характер. А если вы заметили, что весной при неизбежном недостатке витаминов ваша кожа стала сухой и шелушащейся, попробуйте использовать крем-гель «Ла-Кри АТОДЕРМ». Это уникальное высокоэффективное средство с маслом персика, мочевиной и экстрактом солодки обеспечивает быстрое восстановление поврежденного гидролипидного слоя эпидермиса.
Крем восстанавливает липидный слой кожи, уменьшает ее зуд и раздражение, а также способствует удержанию влаги внутри кожи. Сбалансированный состав крем-геля обеспечивает высокую скорость достижения результата и пролонгированный эффект. Средство подходит для длительного применения и разрешено даже для малышей с первого дня жизни.
Клинические исследования
Вся продукция линейки Атодерм разработана при участии профессора Дениса Владимировича Заславского, главного специалиста по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации.
Проведенные клинические исследования доказывает высокую эффективность, безопасность и переносимость продукции ТМ «Ла-Кри» для ежедневного ухода за кожей детей и взрослых.
Отзывы потребителей
Anglel (otzovik.com)
«Всем привет! Сегодня я хочу рассказать вам о двух необычных уходовых средствах, разрешенных с нуля лет и выпускаемых новой для меня тм «Ла-кри». Первым расскажу об их крем-геле для атопической кожи, то есть для кожи, склонной к аллергии, сухой, раздражительной, шелушащейся и все в таком духе. Крем мне очень понравился, а вкупе с его лечащими свойствами и прекрасным составом, который я представлю на фотографии, он становится моим незаменимым помощником, который всегда имеется в сумочке.
Упаковка крема выполнена из мягкого плотного непрозрачного материала. Она не металлическая, а чем отличаются крема в пластике и крема в металлической упаковке — все и так знают. Поэтому для меня это небольшой минус, говорящий о том, что в составе все-таки есть какие-то консервирующие вещества, иначе зачем делать такой дизайн? Но это единственный минус оформления. Все надписи выполнены на русском языке, и крупным планом на креме обозначено, что он разрешен даже самым маленьким пользователям. Дизайн в целом порадовал — бело-зеленый, нежный, располагает к выздоровлению и вызывает доверие.
Как я же сказала, этот крем создан специально для атопиков и лиц с раздражительной и сухой кожей. В нашем регионе таких людей много, но плохо то, что выявляется это зачастую в раннем детском возрасте, когда большинство косметических средств не разрешены к применению в силу внутренних компонентов. Поэтому и для меня, и для детей было радостным открытием, что наконец-то безопасный уходовый препарат для каждодневного применения был изготовлен, хотя и возникают все-таки некоторые вопросы.
Данный крем-гель оказался в меру жидким, чуток прозрачным и белым, что говорит о том, что в составе нет красителей. Возможно, есть загуститель белого цвета, который часто добавляют в медицинские крема. Основа его мне не совсем понятна — крем, по идее, должен иметь водную основу, но при нанесении на кожу есть некоторое жирнение за счет масел, и, в конце концов, мне не понятно, почему еще назвали еще и гелем. Аромат средства слабовыраженный, типичный для медицинских линеек уходовых кремов, это радует, запах не вбивается в нос и не раздражает. По консистенции — как жидковатая сметанка, очень однородный, на крышечке крема не подсыхает и не образует корок, что тоже плюс…
…Наносится очень легко и без затруднений размазывается. Вытекает довольно быстро, да и отверстие в тюбике тоже немаленькое, так что наносить надо осторожно. При нанесении некоторые эффекты чувствуются сразу, некоторые — спустя небольшой промежуток времени, так что эффекты крема можно назвать комплексными. Итак, действие, которое ощущается сразу:
- Кожа сразу становится увлажненной,
- Чувствуется небольшой эффект запаивания,
- Смягчение,
- Успокоение кожи, если она была обветрена,
- Легко снимаются мелкие чешуйки,
- Кожа становится просто невероятно приятной на ощупь, как попка младенца.
Эффекты, которые ощущаются спустя несколько дней от начала применения, это, пожалуй, ощущение питания кожи. Не знаю, как это точно описать, но есть чувство, что кожа становится более устойчивой к ветру, к перепаду температуры в воде. Использовала я средство только для рук и лица, но средство также можно наносить на складки тела, жирные зоны, что является несомненным плюсом. Также пропало ощущение потери влаги — кожа остается увлажненной надолго, так что отмечу и эффект депонирования…
…Аромат его на коже не ощущается совсем. Сам крем у меня, слава богу, не вызвал никаких реакций. Высыхает он очень быстро, буквально в течение 15-20 секунд при умеренном нанесении, не оставляет ни пленок, ни жирного блеска, ни чувства стянутости. Как вторая кожа он тоже не ощущается, но то, что впитывается без остатка — это факт.
Мне очень понравился этот крем-гель. Возможно, впоследствии я выясню какие-то новые нюансы, и тогда я дополню этот отзыв, но пока что мне придраться почти не к чему, поэтому ставлю крему твердую «пять» и рекомендую его всем обладательницам сухой и проблемной кожи, а также тем, кто проживает в ветреной местности.
- Быстро впитывается без следа,
- Нет красителей и слабозаметный аромат,
- Отличный состав,
- Все надписи на русском языке,
- Две группы эффектов,
- Разрешен детям, одобрен дерматологами.
- Упаковка не металлическая, что как бы намекает».
narsis19 (otzovik.com)
«Решила написать отзыв о своем фаворите — крем Ла кри атодерм. Вообще, спектр использования продукта широкий, знаю, что многие используют его в качестве детского крема. У сына с кожей проблем нет, не тестировала, поэтому сказать ничего не могу. На упаковке маркировка 0+, но пользуюсь сама
Моя главная проблема — чувствительная и сухая кожа( Особенно все обостряется осенью и зимой. Появляются какие то покраснения, прыщики, ну, и это неприятная сухость и стянутость кожи. Раньше пользовалась Ля Рош, эффект был, все устраивало.
Во второй год декрета появились материальные проблемы в семье, перешли на экономный режим и мне нужно было подобрать косметику побюджетнее. По отзывам нашла Ла кри. Результат порадовал.
Состояние кожи при использовании значительно улучшалось — не было сухости, воспалений. После выхода на работу, продолжаю пользоваться этим кремом, поскольку не вижу смысла платить больше, если результат аналогичен.
Стоимость плюс-минус 250 рублей за 50 мл. Мне хватает при ежедневном использовании на месяц. Зависит от сезона и степени сухости. Насколько я знаю, косметика производится фармацевтической компанией(это также указано на упаковке, как преимущество), продается в основном в аптеках. Я использую его не весь сезон, только в период обострений. Надеюсь, отзыв был полезен тем, кому знакомы похожие проблемы!))»
- Юхтина Н.В., Современные представления об атопическом дерматите у детей
https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-predstavleniya-ob-atopicheskom-dermatite-u-detey - Камашева Г.Р., Хакимова Р.Ф. Валиуллина С.А., Методы оценки степени тяжести атопического дерматита у детей раннего возраста, журнал Дерматология, 2010
https://cyberleninka.ru/article/v/metody-otsenki-stepeni-tyazhesti-atopicheskogo-dermatita-u-detey-rannego-vozrasta - Ковязина Н.А., Федосимова Н.А., Иллек Я. Ю. Диагностика атопического дерматита у детей раннего возраста, Вятский медицинский вестник, 2007
https://cyberleninka.ru/article/v/diagnostika-atopicheskogo-dermatita-u-detey-rannego-vozrasta
Спасибо за Ваш вопрос! Мы обязательно ответим
в ближайшее время!
Авитаминоз витамина а биология
Витамины — это органические соединения, необходимые здоровому человеку в небольших количествах. Они не синтезируются в организме, поэтому обязательно должны содержаться в пище.
При недостатке того или иного витамина начинает проявляться целый ряд симптомов, известных под названием болезней дефицита. В таблице перечислены некоторые источники и функции основных витаминов и болезни дефицита, вызываемые их недостатком. Витамины A, D, Е и К относятся к жирорастворимым витаминам, остальные — к водорастворимым.
Витамин А (ретинол)
Правильное химическое название витамина А — ретинол. Он обнаружен в продуктах животного происхождения. Пигмент каротин (оранжевого цвета), присутствующий в моркови, и схожие пигменты, называемые каротинами, часто встречающиеся в растениях, могут преобразовываться в витамин А в процессе пищеварения. Структура каротинов и витамина А особенно хорошо адаптирована для поглощения света, как в растениях в форме каротинов, так и у животных, у которых витамин А превращается в светопоглощающую молекулу ретиналь. Три группы животных, у которых имеются глаза (моллюски, членистоногие и позвоночные), используют ретиналь в качестве светопоглощающей части фоторецепторных молекул. Свет вызывает довольно большие изменения в структуре ретиналя, достаточные для генерации нервного импульса.
Помимо этого витамин А играет важную роль в сохранении нормального состояния кожи и других эпителиальных (поверхностных) тканей, а маленьким детям он требуется для нормального роста.
Гиповитаминоз А.
Дефицит витамина А приводит к нарушению темновой адаптации (иными словами, нарушает работу палочек, реагирующих на интенсивность света). На первых порах возникает так называемая «куриная слепота», когда человек не видит в сумерках. Это состояние развивается в условиях недостатка ретиналя в палочках. В конечном счете палочки разрушаются. Одновременно возникает сухость конъюнктивы и роговицы (ксерофтальмия; xeros — сухой, ophthalmos — глаз), и нарушаются их функции. На роговице появляются язвы (кератомаляция) и как следствие этого — слепота.
При дефиците витамина А у детей замедляется их рост. Продолжительный дефицит этого витамина может привести к смерти. Подобная картина все еще характерна для некоторых развивающихся стран, где из-за недостатка витамина А у детей нередко наступает слепота. Около 3 млн. детей в возрасте до 10 лет в этих странах слепы именно по этой причине. У человека витамин А хранится в печени, в которой при условии полноценной диеты существует примерно двухлетний его запас. По рекомендации британских диетологов среднесуточное потребление этого витамина должно в два раза превышать потребности организма в нем.
Гипервитаминоз А
Известны редкие случаи отравления, явившиеся результатом приема избыточного количества витамина А. Обычно это бывает при длительном употреблении витаминных препаратов. Проявляется гипервитаминоз А в ломкости костей, выпадении волос, двоении в глазах, рвоте и других осложнениях. Прием большого количества (более 3300 мкг в день) витамина А во время беременности может привести к возникновению врожденных пороков развития у детей. В Соединенном Королевстве беременным женщинам не рекомендуют принимать витамины, содержащие витамин А, без консультации с врачом.
Суточное потребление при регулярном приеме не должно превышать 6000 мкг для подростков, 7500 мкг — для взрослых женщин и 9000 мкг для взрослых мужчин.
Урок в 8-м классе «Витамины»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
- образовательные: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ. Сформировать представление о об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах и мерах их профилактики
- развивающие: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи..
- воспитательные: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, понимать важность сохранения своего здоровья.
Оборудование: учебник, таблица «Виды витаминов», «Суточные нормы витаминов», листы с таблицами содержания витаминов в различных продуктах питания.
Ход урока
I. Оргмомент
Ознакомление учащихся с темой урока, знакомство с ходом урока. Запись темы урока в тетрадь
II. Объяснение нового материала
А) Открытие витаминов (текст учебника стр. 194, учащиеся выписывают фамилии учёных в тетрадь)
Витамины были открыты в 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным. Он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.
Позже, в 1911 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным) рисом. Он дал ему название витамин, т.е. амин жизни, т.к. одно из веществ, выделенное и изученное им, содержало аминогруппу.
Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Б) Определение витаминов: (Запись определения витаминов в тетради)
Витамины – особые органические вещества, которые, не являясь источником энергии или строительным материалом для организма, необходимы для его нормальной жизнедеятельности (и даже для самого существования). Это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
Пояснение учителя: Если относительная молекулярная масса соединения ниже примерно 500, то такие соединения рассматривают как НМС.)
В) Группы витаминов, деление витаминов на группы:
Г) Знакомство с отдельными группами:
Перед знакомством учитель даёт понятие авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.
Авитаминоз – отсутствие витамина в организме.
Гиповитаминоз – недостаток витамина в организме
Гипервитаминоз – избыточное поступление витаминов в организм. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на стр.195-197, заполнение таблицы в рабочей тетради (Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек») Задание на стр. 112, №176. Заполненная таблица выглядит следующим образом:
Витамин | Функции | Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза | Источники витамина для организма |
А | Для роста и развития, нормального функционирования слизистых оболочек, восприятия света | Изъязвления кожи и слизистых оболочек. «Куриная слепота» – не способность видеть при слабом свете; у детей -отставание в росте | Печень, сливочное масло, сыр, в виде каротина – в моркови, красном перце, тыкве, и в других овощах и фруктах красного цвета |
В1 | Необходим для нормальной деятельности нервной системы | Заболевание под названием Бери-бери – повышенная возбудимость, нарушение сна, снижение памяти, судороги, паралич. | В оболочках зерен злаковых растений, гречневой и овсяной крупах, зеленом горошке |
В2 | Влияет на состояние эпителия слизистой оболочки ротовой полости и других пищеварительных органов | Воспаление слизистой оболочки в ротовой полости, трещинки в углах рта, Катаракта – помутнение хрусталиков глаз. | Молоко, сыр, и другие молочные продукты, печень почки, гречневая крупа |
В6 | Участвует в белковом обмене, уменьшает отложения в сосудах холестерина, который ведёт к развитию атеросклероза, ожирению печени и отложению камней в желчном пузыре. | ожирение печени, нарушение функции нервной системы, вызывает потерю аппетита, тошноту, воспаление языка, образование трещин в углах рта, воспаление красной каймы губ | дрожжи пекарских и пивные, печень животных и рыб, яичный желток, сельдь, треска, зеленый горошек, стручковая фасоль, куриное мясо. Частично синтезируется микробами кишечника. |
В12 | Участвует в синтезе ферментов, ответственных за созревание клеток крови в костном мозге | Ухудшение аппетита, слабость, снижение массы тела. Злокачественная анемия (малокровие) | Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты, |
С | Участвует в синтезе белков соединительной ткани, повышает иммунитет | Быстрая утомляемость слабеет устойчивость к инфекциям, сонливость. Цинга – стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими, кровоточат десна, расшатываются и выпадают зубы. | Овощи, фрукты, ягоды, много в шиповнике, черной смородине, лимоне и капусте |
D | Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей и зубов | Рахит – кости теряют прочность, у детей искривляются ноги деформируется грудная клетка, замедляется рост. Нарушение усвоения кальция и фосфора, снижается тонус мышц и устойчивость к инфекционным болезням | Яичный желток, печень, рыбий жир, молоко, образуется в коже под влиянием УФ лучей |
РР | Обесппечивает нормальное протекание окислительно-восстановительных процессов, учавствует в образовании гормонов надпочечников. | Нарушение деятельности пищеварительной системы, потемнение кожи, покрытие её язвочками. | Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко. Образуется в организме из продуктов питания. |
Д) Сохранение витаминов в продуктах питания (объяснение учителя)
Различные факторы — кипячение, замораживание, высушивание, освещение и многие другие оказывают неодинаковое влияние на разные группы витаминов.
Наименее стойким из всех витаминов является витамин С, который начинает разрушаться при нагревании до 60°С. Доступ воздуха, солнечного света, повышение влажности способствуют разрушению этого витамина. Витамин А более устойчив к действию высокой температуры, но легко окисляется при доступе воздуха.
Витамин D выдерживает продолжительное кипячение в кислой среде, а в щелочной быстро разрушается. Витамины группы В сравнительно
незначительно разрушаются при кулинарной обработке. Наименее стоек из них витамин В1 который распадается при длительном кипячении и повышении температуры до 120 С. Меньше всего «боится» высокой температуры витамин Е — он выдерживает кипячение любой длительности.
Витамин В2 чрезвычайно чувствителен к свету, а витамин А – к ультрафиолетовым лучам.
Длительное хранение и высушивание губительно действуют на витамины А, С, но не разрушают витамины D, Е, В1, B2.
Рекомендуется хранить продукты при отсутствии доступа воздуха и света (в герметичных и светонепроницаемых упаковках), в сухом и прохладном месте (в холодильнике, сухом погребе), стараться избегать механических повреждений продукта. Чем меньше срок хранения, тем, естественно, больше витаминов останется. Кулинарную обработку следует также проводить при минимальном контакте с воздухом, светом, жидкостями, избегая высокой температуры. Неоднократный подогрев пищи в открытой посуде губительно действует на витамины.
К наиболее широко употребляемым в пищу продуктам относятся молочные изделия. При хранении молока в светлой стеклянной посуде разрушаются витамины С и В2. Кипячение молока в посуде с открытой крышкой существенно уменьшает содержание в нем витаминов. При длительном и особенно повторном кипячении в разрушается значительное количество витамина А.
Мясные продукты (свежая говядина, баранина, телятина, свинина) рекомендуется варить в соленой воде, в которую их следует класть после
закипания воды. При этом, на поверхности мяса вследствие свертывания белков образуется корочка, препятствующая потере питательных веществ и витаминов. Такая же корочка образуется и при жарении мяса. Длительно сохранить витамины группы В в мясе можно путем его замораживания при температуре -20 °С. При замораживании рыбы витамины сохраняются. Мороженую рыбу следует готовить немедленно после оттаивания, так как после этого, она быстро портится.
В яйцах есть витамины В1, B2, A, D и PP. Эти витамины устойчивы к термической обработке и при варке сохраняются.
Часто употребляемыми в пищу продуктами являются овощи и зелень.Содержание витаминов в овощах и зелени зависит от условий их
произрастания, способов хранения и кулинарной обработки. Так, помидоры, растущие на затененных участках, содержат меньше витамина С, чем помидоры, созревающие на солнце.
Для того чтобы сохранять витамины (в частности, витамин С), содержащиеся в овощах и зелени, необходимо их правильно обрабатывать.
Очищать и нарезать овощи и зелень нужно незадолго до приготовления из них соответствующих блюд. При варке овощи надо класть в кипящую жидкость (воду или бульон), а не в холодную, чтобы уменьшить потерю витамина С. Помещенный в кипящую воду очищенный картофель теряет около 20 % витамина С, а опущенный в холодную воду — до 40 %. Картофель, который варится в кожуре, теряет витамина С меньше, чем картофель, сваренный очищенным. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет до 75 % витамина С. Лучше сохраняется витамин С при жарении картофеля в масле. Много витамина С теряется при приготовлении пюре, варке зеленого гороха и стручковых бобов.
Воду, в которой варились овощи, рекомендуется использовать для приготовления других блюд, так как в отвар переходит значительное количество витаминов. Витамин С лучше сохраняется в супах, заправленных пшеничной или соевой мукой.
Большое значение для сохранения витамина С имеет посуда, в которой готовится пища. В эмалированной посуде витамин С разрушается медленно. В случае соприкосновения продуктов с медными и железными частями посуды разрушение витаминов значительно ускоряется.
Варить овощи нужно при минимальном доступе воздуха, так как кислород способствует разрушению витамина С. Поэтому вода в кастрюле должна покрывать овощи, а кастрюлю надо закрывать крышкой. Пленка жира также защищает витамины от окисления. Стабилизирующим эффектом обладают соль, сахар, крахмал, особые вещества фитонциды, содержащиеся в петрушке, луке, специях. В замороженных овощах (картофеле, капусте) витамин С сохраняется почти полностью. Однако следует помнить, что после оттаивания их витамин С разрушается очень быстро, поэтому оттаивать овощи надо как можно быстрее, непосредственно перед употреблением их в пищу.
При хранении лимонов, апельсинов, черной смородины витамин С сохраняется длительное время (6 месяцев и более), в яблоках содержание витамина С при хранении быстро уменьшается. Из ягодных настоев наиболее богат витамином С черносмородиновый. При варке варенья из различных ягод витамин С разрушается в значительной степени. При сушке, засолке и мариновании грибов содержание витаминов в них снижается.
Много витамина В1 в орехах. Но помните о том, что для лучшего переваривания их следует предварительно измельчить.
Е) Что мешает усвоению витаминов в организме? (работа в группах, учащиеся предлагают свои варианты ответов)
- Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний
- Никотин – Разрушает витамины А, С, Е, селен.
- Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка.
- Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
- Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
- Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
III. Закрепление полученных знаний
(Организуется фронтальная работа учащихся по вопросам)
- Что такое витамины?
- Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери- бери.
- Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей.
- Что такое гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз?
- Шиповник – кладовая витамина…
- Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения.
- Этого витамина много в рыбьем жире и в печени трески.
- Как следует готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов?
- С какой целью выпускаются витаминные препараты?
- Какие витамины легко усваиваются вместе с жирной пищей?
IV. Диагностика усвоения знаний
(осуществляется в виде тестирования и направлена контроль и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока)
Витамины были открыты…
а) Х. Эйкманом
б) Н. Луниным
в) К. Функом
Витамины – это…
а) минеральные вещества
б) органические вещества
в) белки
Витамины участвуют в обмене веществ, потому что…
а) входят в состав ферментов
б) образуются в организме
в) являются катализаторами
4. К водораствоаимым витаминам относятся…
а) С, РР, группы В;
б) D, А, Е;
в) только группы В
В какой пище содержатся витамины?
а) только в растительной
б) в растительной и животной
в) только в животной
Полное отсутствие в организме какого-либо витамина называют…
а) гиповитаминоз
б) гастрит
в) авитаминоз
В каких условиях возникает гипервитаминоз?
а) при питании растительной пищей
б) при избытке витаминов в организме
в) при недостатке витаминов в организме
Авитаминоз мореплавателей и путешественников…
а) рахит
б) куриная слепота
в) цинга
Какое заболевание развивается при авитаминозе D?
а) бери-бери
б) куриная слепота
в) рахит
Витамин С содержится…
а) только в растительной пище
б) в животной и растительной пище
в) только в животной пище
Затем учитель собирает тесты. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.
V. Рефлексия
Учащиеся оценивают урок с помощью листьев трёх цветов, прикрепляя их магнитами к изображённому на ватмане дереве.
Красный цвет – мне работалось легко и интересно
Зеленый цвет – были небольшие затруднения.
Жёлтый цвет – мне было сложно работать на уроке
VI. Домашнее задание.
Изучить параграф «Витамины» на стр 194-197 учебника. Ответить устно на вопросы на стр. 198 с 1-го по 12-й. Составить рецепт самого витаминизированного обеда из трёх блюд, пользуясь предложенной учителем таблицей. (Приложение) Оформить его на отдельном листе и сдать на следующий урок учителю.